В память о Кароле Сверчевском
Петр Розживин

В память о Кароле Сверчевском

Известность к польскому генералу Каролю Сверчевскому пришла задолго до присвоения ему этого звания. Коренной варшавянин и польский патриот, он навсегда связал свою жизнь с армейской службой.

Будучи призван в 1916 г., когда Польша ещё находилась в составе Российской империи,  в русскую армию, он проявил недюжинную храбрость в боях с немцами, которых считал врагами равно как русских, так и поляков. Но отгремели залпы Первой мировой.  Наступил 1917 г. 20-летний Кароль не бежит в Польшу, а, напротив, остаётся в России  и записывается в Красную армию. В лихолетье Гражданской войны поляк-красноармеец Кароль Сверчевский сражается на стороне красных, дослужившись до звания комбата.
    
Когда грянула польско-советская война 1919-1920 гг., Сверчевский, в отличие от многих поляков, служивших до этого в царской армии, не ушёл в легионы Пилсудского, а добровольцем отправился на фронт в составе армии Михаила Тухачевского. Ему довелось сражаться против пилсудчиков при Мозыре, Жечицах, Калиновичах.  

Метаморфозы истории: русский поэт Дмитрий Мережковский, эмигрировав из большевистской России в Польшу, медленно из антибольшевика превратился в русофоба, и призывал русских людей помогать Пилсудскому, а не сражаться против него! Поляк Сверчевский делал наоборот. Даже когда Сверчевский позже служил в Белорусском военном округе, он оборудовал для себя поближе к польской границе скрытый наблюдательный пункт, где проводил долгие часы, наблюдая за польской стороной в бинокль, оценивая обстановку.

С 1924 по 1927 гг. Сверчевский – курсант Военной академии имени М. В. Фрунзе. Полученный боевой опыт и специальное военное образование скоро очень ему пригодились: под псевдонимом генерала Вальтера его направили в Испанию, сражавшуюся с франкистами. Там Сверчевский командовал 14-й интернациональной бригадой, а затем 35-й интернациональной дивизией, и принимал участие в достославной обороне Мадрида.

После  Испании Сверчевский преподавал в ставшей ему родной Военной академии имени М. В. Фрунзе, получив к тому времени звание генерал-майора Советской армии. С началом Великой Отечественной войны генерал-майор Сверчевский снова попросился на фронт. Просьбу удовлетворили. Участвует в кровавых битвах с гитлеровцами под Смоленском, Вязьмой, Москвой.

Уже в 1944 г. Сверчевского назначают командующим 2-й армией Войска Польского. К тому времени он уже носил чин генерал-лейтенанта. Воюет в западной Польше, штурмует Прагу, Данциг, Берлин. На его груди красовались военные награды Франции, Чехословакии, Польши, США, СССР.

Слава талантливого стратега следует за Сверчевским по пятам. Уже после войны на банкете в честь Парада Победы Сталин поднял в честь Сверчевского тост: «За лучшего русского генерала в польской армии!..».

Он действительно был русским генералом, не прекращая быть поляком. В России это возможно. Можно оставаться самим собой, и быть при этом русским. Неспроста в дореволюционной России бытовали выражения «русский бурят», «русский калмык» и т.д. Сейчас слово «русский» в подобных словосочетаниях заменяют на «российский». А это то, да не совсем то.

Для Сверчевского русский был вторым родным языком. Он обожал русскую классику, особенно Чехова и Лермонтова. Командуя польским войском, проводил замену русских офицеров на офицеров-поляков, но делал это дипломатично, мягко, без русофобии. Не любил людей, кичившихся своей национальностью. Говаривал, что, видать, пустой этот человек, если больше нечем ему похвастаться. Терпеть не мог националистов, в т.ч. польских. Они платили ему той же монетой, обзывая то космополитом, то ставленником Сталина, то интернационалистом.

Сверчевский, герой трёх стран – Испании, Польши и Советского Союза,  послужил прототипом для Гольца – персонажа книги Хемингуэя «По ком звонит колокол». Но генерал её так и не прочёл.  Он любил только русскую классику.

В 1947 году Сверчевский занимал уже пост замминистра обороны Польши и командовал спецоперацией по нейтрализации бандеровского подполья на территории Польши. На этом посту он и был убит, попав в засаду боевиков УПА во время инспекционной поездки в районе польского города Балигруд.  Когда по машине, в которой находился Сверчевский, был открыт шквальный пулемётный огонь, генерал выскочил из неё, и, пренебрегая опасностью, почти не прячась от пуль, отдавал приказы солдатам. Сначала его тяжело ранили, а потом добил снайпер.

Польская общественность была возмущена этим подлым убийством. СССР, Чехословакия и Польша, проведя предварительные переговоры, одобрили план по перемещению украинского населения юго-восточной Польши на запад страны. Справедливости ради отметим, что эта мера принесла свои плоды. После перемещения сошли на «нет» выступления бандеровцев. Лишённая поддержки населения, бандеровщина в Польше захирела и канула в прошлое.

В 1952, 1962 и 1963 годах в Польше были изданы почтовые марки с портретом Сверчевского. В 1953 г. в Польше был снят художественный фильм о генерале Сверчевском "Солдат победы". Именем Сверчевского были названы академия Генерального штаба ПНР и проспект в Варшаве. Жаль только, что такие героические личности, настоящие воины до мозга костей, как генерал Сверчевский, предаются сегодня польскими властями забвению в угоду своим политическим амбициям.