Тегеран: Для передачи ядерного досье в Совбез ООН нет законных оснований

Для передачи ядерного досье Ирана в Совбез ООН нет законных оснований. Об этом заявил глава иранского атомного агентства Голам Реза, сообщает ИА «Росбалт».
Напомним, что пять государств-постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Великобритания, Россия, Франция и Китай) заявили о готовности добиваться решения иранской ядерной проблемы дипломатическим путем. Министры иностранных дел пяти стран на совещании в Лондоне согласились с тем, что на предстоящем на этой неделе чрезвычайном заседании Совет управляющих МАГАТЭ должен сообщить Совбезу свое решение о шагах в отношении Ирана.

В принятом в Лондоне документе также говорится, что Совбез должен получить в марте доклад генерального директора МАГАТЭ по ядерной программе Ирана, прежде чем предпринимать какие-либо действия в этой области. Одновременно участники встречи призвали Тегеран вернуться к полному прекращению всех работ по обогащению урана, включая исследования и разработки под контролем МАГАТЭ.

Напряженность вокруг ядерной программы Ирана начала расти после того, как 10 января Иран расконсервировал некоторые ядерные объекты и возобновил работу на них. За день до этого, 9 января, глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи заявил, что своими действиями Тегеран практически исчерпал лимит терпения мирового сообщества, и «ядерное досье» уже может быть передано на рассмотрение Совбеза ООН. В тот же день французский министр иностранных дел назвал сложившуюся ситуацию «очень серьезной», а представитель Германии заявил, что предпринимаемые Ираном шаги «вызывают тревогу».

После возобновления работы на расконсервированных ядерных объектах заявления стали резче. Ширак назвал отказ Тегерана от сотрудничества с международным сообществом «серьезной ошибкой». Официальный представитель Тони Блэра заявил, что «терпение международного сообщества исчерпано». На следующий день, 11 января, Блэр уже лично пообещал, что будет выступать за передачу «иранского досье» в Совет Безопасности ООН. Глава британского МИДа высказался через пару дней в том же духе, но отметил, что о военной операции против Ирана речь пока не идет. Канцлер ФРГ Ангела Меркель в Вашингтоне объявила, что «Тегеран переступил красную черту».

В довершение Япония 13 января поддержала требование европейцев о передаче «ядерного досье» Ирана на рассмотрение Совбеза ООН. Вице-премьер России министр обороны Сергей Иванов в тот же день признал, что среди возможных сценариев «уже открыто фигурирует альтернатива передача иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН».

17 января министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что санкции — не самый лучший метод, и разумнее будет решить вопрос дипломатическим путем. В эти же минуты была озвучена позиция китайского руководства. Пекин призвал возобновить переговоры по иранской ядерной программе. Пресс-секретарь МИД Китая Кон Кван, однако, уклонился от ответа на вопрос, как будет действовать Пекин в случае передачи ядерного досье Ирана на рассмотрение Совбеза ООН.

Почти сразу же переменилась позиция иранского руководства. В распространенном МИД Ирана заявлении говорилось: «Работы, которые возобновляются после более чем двухлетнего добровольного моратория, составляют только часть законных и четко обозначенных прав Тегерана, в то время как значительная часть прав Ирана, в частности, на производство ядерного топлива (обогащение выработанных материалов), находится под действием добровольного моратория». «Иран не стремится получить что-либо, выходящее за рамки его неоспоримых прав по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)», — отмечалось в документе.

Одновременно Тегеран выразил готовность вернуться к переговорам с «европейской тройкой».