Астрономы выяснили, что мешает росту карликовых галактик

Наблюдения за десятками карликовых галактик помогли ученым доказать, что главным ограничителем их роста выступают не вспышки сверхновых, а мощные выбросы сверхмассивных черных дыр в их центрах. Они мешают притоку новых порций газа из межгалактической среды и замедляют формирование новых звезд. Свои выводы ученые опубликовали на страницах Astrophysical Journal.

"Мы ожидали, что мы увидим "ветер" от сверхмассивных черных дыр только в ходе последующих наблюдений. Поэтому нас удивило то, что мы зафиксировали однозначные следы его существования фактически сразу. Оказалось, что эти потоки газа были намного мощнее, чем мы изначально ожидали", - рассказала один из авторов работы Габриела Канализо, астроном из Калифорнийского университета в Риверсайде (США).

Почти все ученые считают, что в центре каждой галактики находится сверхмассивная черная дыра, которая непрерывно поглощает раскаленный газ и пыль из окружающего ее «бублика» из пыли и газа. Часть этой материи черная дыра выбрасывает в виде тонких пучков газа, разогнанных почти до скорости света. Эти структуры, так называемые джеты, выделяют огромные количества рентгеновских и гамма-лучей, а также тепла.

Эти выбросы и сами сверхмассивные черные дыры интересны тем, что они напрямую управляют эволюцией тех галактик, где они находятся. К примеру, сейчас астрономы считают, что масса черных дыр, центральных областей и всей галактики в целом взаимосвязаны друг с другом. Как правило, на долю первых приходится примерно восьмая часть массы ядра и примерно 1-5% от общей массы галактики.

Многие карликовые галактики, как недавно выяснили астрономы, "нарушают" эту закономерность. В некоторых случаях ученые не могут найти черной дыры в их центре, а в других ее масса значительно выше, чем предсказывает теория. Это заставляет десятки научных групп активно изучать близлежащие объекты такого рода в попытках понять, чем они отличаются от более крупных скоплений звезд, пишет ТАСС.