Режим Порошенко открывает подступы к зараженному Чернобылю

Чиновники намерены сократить зону радиоактивного загрязнения, установленную после аварии на Чернобыльской АЭС; более 30 тысяч человек могут лишиться льготных выплат
В 2015 году кабинет министров планирует сократить размеры зоны радиоактивного загрязнения, которая была установлена после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. На портале правовой информации опубликовано постановление, предусматривающее сокращение вдвое списка городов, которые расположены на потенциально опасной территории.

Сейчас в зоне загрязнения находятся 4413 городов. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что Росгидромет и Роспотребнадзор провели необходимые исследования и разрешили исключить из списка 2252 населенных пункта. Под сокращение попали и 64 поселения Липецкой области. Здесь выплат за проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом лишатся 31700 человек. В Усманском районе, где проживает 22 тысячи льготников, это известие породило волну протеста. Усманцы приняли участие в обсуждении проекта постановления на Едином правительственном портале. Петицию против исключения Усманского района из зоны заражения подписали 11 тысяч жителей.

В 1996 году радиоактивное облако с Чернобыльской АЭС накрыло 9 из 18 районов Липецкой области. Больше всего досталось именно Усманскому, Грязинскому и Данковскому районам. Как рассказал житель Усмани Николай Бочаров, в районе после радиоактивных дождей снимали верхний слой чернозема и асфальт.  По словам главы Усманского района Владимира Мазо, последние исследования почвы в Усмани проводились лишь в 1993 году. Данные о снижении радиационного загрязнения получены с помощью математических расчетов.

«По математическим расчетам Росгидромета, уровень заражения радионуклидом "цезий-137"  в Усманском районе 1,0 кюри на квадратный метр. Если бы уровень заражения составлял 1,001 кюри, то мы бы остались в так называемой чернобыльской зоне. Понимаете, цена вопроса какая? Всего одна тысячная, — прокомментировал ситуацию "Русской планете" Владимир Мазо. — Когда я был в Обнинске, ученые со мной согласились, что одна тысячная — это в рамках математической погрешности. Чтобы понять, насколько загрязнена территория района в настоящее время, нужно проводить новые исследования. Сейчас мы хотим только одного, чтобы к нам прислушались и нас услышали».

Чтобы быть услышанным, глава района провел несколько встреч с депутатами Государственной Думы, был в управлении делами Президента, правительстве, встречался с полномочным представителем Президента по Центральному федеральному кругу Александром Бегловым, который также ходатайствовал за усманцев.

Мазо обратился с открытым письмом и к президенту России Владимиру Путину: «Я категорически не согласен с тем, что сейчас то самое время, когда нужно принимать решение об исключении этих населенных пунктов из числа зараженных зон. Считаю, что последствия аварии на ЧАЭС еще долго будут сказываться на здоровье населения данных территорий», — говорится в письме.

«Мне был годик, когда произошла авария. Конечно, это отразилось и на моем здоровье, и на здоровье моих детей. Моему младшему ребенку 4 месяца. Мы уже дважды проболели. Последний раз пришлось даже уколы делать. У детей сильно снижен иммунитет», — рассказала корреспонденту РП усманка, мама троих детей Екатерина Смольнинова.

Усманские врачи констатируют, что после Чернобыльской аварии пострадали костно-мышечная, эндокринная и сердечно-сосудистая системы жителей. Растет число онкологических заболеваний. Согласно отчету Усманской межрайонной больницы за первое полугодие 2014 года, заболеваемость раком в 2014 году выросла на 6,4% по сравнению с 2013 годом. Ежегодно в районе с населением 50 тысяч человек выявляют более ста новых случаев заболевания раком.

«Оценить ущерб здоровья населения может только научно-исследовательский институт, — сказала "Русской планете" главный врач ГУЗ "Усманская МРБ" Марина Боева. — Нельзя сравнивать данные 1986 года и сегодняшние. В 90-е годы наши больницы не имели ни маммографа, ни топографа. Сейчас мы имеем все по максиму, как хорошая больница Липецка или Воронежа. Если сейчас мы находим рак, то он максимально на I-II стадии, когда может быть пролечен. Мы находим больше случаев благодаря проводимой диспансеризации. Но то, что медицина стала лучше: лекарства стали лучше, оборудование стало лучше — не гарантирует, что у нездоровых родителей родятся крепкие и здоровые дети. Патологии или уродства — это всего лишь внешние признаки влияния радиации, есть еще и скрытые признаки, например, элементарная заторможенность. И в каком поколении усманцев стрельнет Чернобыль — неизвестно».

Боева уверена, потеря статуса «чернобольской зоны», в первую очередь, негативно скажется на оздоровлении детей. Ежегодно около 300 маленьких усманцев бесплатно отдыхали и лечились в санаториях и на курортах Кавказа. Если жители будут лишены льготного социально-экономического статуса, то потеряют и этот, по мнению Боевой, один из важных видов реабилитации.

«У каждой программы есть определенный срок завершения, поэтому нужно все озвучивать заранее, чтобы люди могли планировать, имели время осознать. Нельзя так поступать с людьми, объявлять им по факту: завтра у вас не будет льгот — для людей это стресс. Ведь для многих усманцев эти "чернобыльские деньги" — очень хорошая прибавка», — говорит Боева.

В списке выплат и льгот, на которые могут претендовать усманцы, более десятка пунктов. Это и дополнительный семидневный отпуск, и бесплатный проезд, и ранний выход на пенсию, ежемесячные 425 рублей, компенсация похорон, бесплатные лекарства и самое главное — отпуск мамы по уходу за ребенком. Пособия по уходу за детьми до трех лет в Усмани платят в двойном размере. По словам заместителя главы Усманского района по социальным вопросам Татьяны Казьминой, жители района ежегодно получают в виде льготных выплат около 300 млн рублей.

«Отнимете 300 млн от села, мы же почти село, и будет вам показатель уровня жизни. В Усмани уровень жизни не Липецка, и даже не Воронежа. У нас средняя зарплата по району 15-18 тысяч. Если отнять эти выплаты, люди потеряют по три-пять тысяч рублей. Социальная напряженность возрастет, — уверена Казьмина. — Больше всего пострадают семьи с детьми».

У Екатерины Смольяниновой трое детей. Старшему 7 лет, младшим 2 года и 4 месяца. Сейчас ей выплачивают пособия на обоих младших детей по 10300 рублей на каждого. Екатерина призналась, получает порой больше мужа. Работа у главы семьи сезонная, так что жить всю зиму семья будет на детские деньги, из них же выплачивать кредиты и ипотеку.

Казьмина уверена, что такие социальные льготы для молодых мам вызвали настоящий «бэби-бум» в Усмани. Только в 2014 году в Усманском районе родилось на 500 детей больше, чем в 2013. Район на протяжении последних лет является лидером по рождаемости в Липецкой области. В 2014 году рождаемость здесь превысила смертность на 13%.

«Когда я в роддоме была, со мной в палате две женщины лежали, которые родили третьего ребенка и еще одна — четвертого. У нас много многодетных семей в Усмани, — рассказала Смольянинова. — Многие рожают детей, ориентируясь только на социальные гарантии. И мы за последние 14 лет привыкли, что те обещания, которые даются правительством, всегда исполняются, и не просто исполняются, а дается даже больше, чем обещали.

Социальная защищенность детей в Усманском районе выросла и за счет внутренних средств. По словам Казьминой, дети до семи лет в районе имеют возможность бесплатно посещать все спортивные заведения, начиная от Ледового дворца и заканчивая олимпийским бассейном. В Усмани все школьники бесплатно обучаются плаванию. Многие спортивные кружки и секции также бесплатны для детей.

«Пособие в двойном размере — это был стимул рожать для всех: и для тех, кто не нашел работу, и для тех, кто хорошо зарабатывал, — поделилась с РП мать двоих детей, предприниматель из Усмани Екатерина Брыкина. —  У меня хорошая работа была, я работала на двух работах, а это при выплате пособия учитывается, я получала на ребенка 27 тысяч в месяц. Сейчас больше всего жалко тех, кто в декрете и кому скоро рожать, они же надеялись на эти деньги. Снимут с нас эти льготы, конечно, власти это не сразу ощутят, это произойдет не за один год, но рождаемость снизится. Для кого тогда всю эту инфраструктуру настроили, зачем деньги в спортивные дворцы, школы и детские сады вкладывали, — кто туда ходить будет?»

Согласно проекту документа, лишь 900 жителей Липецкой области из 11 сел сохранят льготы, пишет "Русская планета".