Израильтяне возвращаются в Россию
Олег Горностаев

Израильтяне возвращаются в Россию

Институт двойного гражданства нуждается в пересмотре

События в Израиле заставляют задуматься над институтом двойного гражданства в России. Два десятка российских граждан нашли свою смерть в Израиле, и это только с еврейской стороны. Наверняка скорбная статистика будет расти. Сколько погибших граждан России с палестинской стороны, ещё предстоит выяснить.

После начала боестолкновений Израиля и ХАМАС в Россию из Земли Обетованной вернулись почти 7 тыс. человек. В основном, те, у кого двойное гражданство. Соглашения о двойном гражданстве между Россией и Израилем нет, но ни в России, ни в Израиле наличие одного гражданства не мешает оформить второе.

Немного странно лицезреть бывших обитателей России, решивших когда-то, что их будущее не с Россией, толпами бегущих теперь обратно в Россию. Вдруг оказалось, что их будущее как раз здесь, а та страна, которую они расхваливали на все лады и ставили России в упрёк, т.е. Израиль, вовсе не так прекрасна, как им казалось.

Вдруг выяснилось, что российские реалии, которые они критиковали и от коих убежали в Израиль, не так ужасны и вполне терпимы, когда дело идёт не о капризах избалованных людей, а о жизни и смерти. Выяснилось, что россияне-израильтяне вполне удовлетворятся российской экономической и политической действительностью, если надо забиться в безопасный уголок от хамасовских ракет.

Резюмируем: когда им что-то не понравилось в России, они её бросили и убежали в Израиль. Происходило это наверняка не с признаниями в любви к государству Российскому и с выражением печали от горькой разлуки, а в радостно приподнятом настроении и мыслями о том, что Россия - место так себе, зато Израиль - это ого-го!

Подтолкнуть человека к эмиграции могут многие обстоятельства. Кто-то счёл, что, как еврей, должен жить в еврейском государстве. Кому-то пришлось уехать в виду непредвиденных семейных, финансовых и иных причин. Не будем таких осуждать, обстоятельства бывают сильнее человека.

Но большинство примитивно ехали за сосисками и пепси-колой с банальным желанием вкусно есть, сладко пить, мягко спать, по принципу: "Шампанским вафли запиваю и всё на свете забываю". Им казалось, что в России шампанского, сосисок и пепси-колы им достанется меньше. Еврейское происхождение для них служило лишь льготой, благодаря которой они попадут в Израиль.

Зачем же эти люди бегут теперь назад? Если ты еврей и решил, что твоя судьба связана с еврейской государственностью, защищай её, а не убегай в "немытую Россию". Если ты не еврей, но принципиально решил, что быть с Россией - это не твоё, и что её чаяния, горести и печали тебя не касаются, почему Россия должна идти навстречу твоим чаяниям, горестям и печалям?

Тут налицо чисто потребительское отношение россияно-израильтян к России. Да и к Израилю тоже, раз они бросили его в тяжёлую минуту. С палестинской стороны наверняка есть такие же прецеденты. Российские жёны палестинцев будут теперь тащить своих мужей и детей из сектора Газа в Россию.

"Ты не странствуешь, не тревожишь себя переменою мест. Ведь такие метания - признак больной души", - писал философ Сенека сицилийскому прокуратору Луцилию. Метания между государствами в неумной погоне за сытостью - явный признак морального нездоровья.

Если человек принимает второе гражданство не в силу действительно вынужденных обстоятельств, а из простого желания быть поменьше россиянином и потянуться носом туда, где еда вкуснее пахнет, это означает, что такой человек условно на 50% от России отвернулся. Почему же Россия должна оставаться к нему повёрнутой лицом? Разве примчался бы он в Россию, когда России было бы тяжело? Нет, потому что он умчался из неё, когда ей и тяжело-то особо не было. Что говорить, если бы России действительно стало трудно!

Двойное гражданство всегда несёт некоторые риски. В России немало людей с двойным гражданством трудятся на общественно значимых местах - редакторами газет, владельцами телеканалов, в экономической, политологической сфере и т.п. И если финансовое выживание такого человека зависит от успешности другого государства, а не России, такой человек будет на местах проталкивать идеи, выгодные не России, а чужой стране.

Мы видим, как по российскому ТВ некоторые слишком горячо поддерживают Тель-Авив вопреки официальной позиции Москвы, что заставляет заподозрить у них наличие израильского паспорта. Когда в Израиле запахло жареным, такие люди хлынули обратно в Россию и здесь выступают добровольными произраильскими пропагандистами, без учёта российских интересов.

Можно осуждать советскую практику остракизма в отношении желавших смыться за границу, но нельзя не признать, что рациональное зерно в таком остракизме всё же было. Сложно надеяться на гражданина, который ради булки с маслом готов бросить родные места, друзей, родителей и кланяться любому флагу, любому гербу.

Россия, добрая душа, примет всех, кто попросит спасти его от войны. Не мешало бы, чтобы и спасённые осознавали свою ответственность перед Россией.