«25/17»: Радость встреч и расставаний
Артем Ольхин

«25/17»: Радость встреч и расставаний

Песни для тех, кто в блиндаже

На войне важно доброе слово. Нуждаются в нём бойцы, стоящие в окопах первой и второй линии. Нуждаются родители, дети и жёны, которые ждут их домой. В мире, который всё больше похож на треснутую чашку, очень нужно понимать, что есть кто-то, кто тебя понимает, не осуждает, одобряет твои действия.

Фразы поддержки могут быть простыми или посложнее, более изысканными, интеллектуальными. На самом деле важны они все, ведь разные люди нуждаются в разных формах выражения мыслей и чувств. Самое главное — слово, облеченное в текст или песню должно быть честным, искренним. А если музыкальная форма такого произведения оказывается ещё и интересной, то мы получаем заметное культурное явление.

Именно такой альбом совсем выпустила группа «25/17», появившаяся в Омске, и за двадцать лет ставшая известной на всю страну.

Нужно сказать, что Андрей Позднухов и Антон Завьялов, вырабатывающие главные смыслы группы, всегда отличались остроумием. Например, ещё в открывающей песне альбома «Русский подорожник» они сформулировали свое мировоззренческое кредо:

«Стать экстремистом просто, как гонять на велике —

Достаточно быть русским и не быть педиком».

И в целом поклонники «25/17» наверняка давно привыкли к тому, что музыкальные форматы группы могут быть совершенно разными. Не меняется одно — их материал всегда интересен, в первую очередь в плане текстов.

В случае же с альбомом «Радость встреч и расставаний» ощущается какой-то принципиально новый подход и качественный рост. Иногда (могу поверить, что совершенно искренне) песни, которые пишут современные музыканты в поддержку СВО напоминают лозунг, написанный кривыми буквами и с орфографическими ошибками. Или помните вот, какой у Остапа Бендера получился рисунок сеятеля?

Герои этого материала поступили совсем иначе. Вы не увидите никаких Z на обложке или в развороте диска. Они и вслух вряд ли будут рассказывать, что «ура и да здравствует». Зато в первой же песне этого альбома мы слышим:

Эта музыка для мужика без языка

Того, кто сам не выскажет, но думает так же, как я

Не для ломаки в гамаке, что теребит пульт

И не для тех, кто, как макаки, практикуют карго-культ

Для мужика на кураже

Для мужика на мандраже

Для мужика, что в блиндаже

Для тех, кто вот почти уже

Прошел по-тонкому впритык

На небо глянул и сказал

Как бы ни был я велик

Я в то же время крайне мал


«25/17» не рассказывают нам о героях и злодеях. Это, скорее, пластинка в духе «Ты спроси у ясеня, а лучше — у Есенина, как люди выживают в эпоху потрясений». Она о том, что чувствует человек, находясь внутри современной ситуации. И везде, в каждой песне тонкими строками вплетается война, которая действительно успела проникнуть во все наши дела, мысли и разговоры.

Личную позицию Позднухова и Завьялова относительно войны хорошо иллюстрирует ответ, озвученный в одном из интервью:

— С 2014 года вы помогали жителям Донбасса и знали, что там идут боевые действия. Как объяснить действия тех твоих коллег, кто не замечал этого и после начала СВО начал осуждать ее проведение?

Андрей Позднухов: Либо они об этом не знали, либо этим пацифистам плевать на тех, кто там погибал. Тогда надо быть последовательными в своей принципиальности и говорить: «Мне этих детей жалко, а вот этих не жалко». Только это уже не пацифизм.

— Почему вы не афишировали свою гуманитарную деятельность? Многие этим занимаются, зарабатывая очки в копилку своей популярности.

— Я считаю, что такие дела надо делать в тишине. Но, после того как Прилепин в одной из своих книг написал об этом, уже нет смысла хранить это в тайне. А раз так, то предлагаю последовать нашему примеру и поучаствовать в гуманитарной помощи Донбассу.

Отдельного внимания заслуживает музыкальная сторона альбома. «Последние полтора года я слушал в основном музыку прошлого века - 60-х и 70-х годов. Музыку того времени, когда меня ещё не было, или я был совсем ребёнком, и ничего из тех лет не помню. Попытался понять сам себя — почему именно эта музыка. Она давала обезболивающий эффект. Успокаивала меня. Вселяла надежду. И я решил, что было бы здорово сделать наш новый альбом с таким же эффектом при прослушивании», - сказал Позднухов сразу после выхода «Радость встреч и расставаний».

В новой работе группы очень много аллюзий, отлично понятных жителям прифронтовых городов. Это и размышления бойца в окопе, и надежды на встречу с любимой женщиной, и даже строки о том, как погибают при обстрелах.

Разумеется, как и любое качественное творчество «Радость встреч и расставаний» имеет много пластов, и каждый может в песнях увидеть своё. То, что близко и понятно. Так вот товарищ из ДНР и написал мне после прослушивания: «Ничего себе, это же об СВО альбом!». И мне, как коренному дончанину, это тоже было понятно с первого раза.

Но вот чего точно нельзя понять «в другом контексте» — это присутствие Бога в текстах группы.

Это значит, мне не надо тут кривляться что есть сил,

Счастья нет, есть только радость от того, что Бог простил.

Лейтмотив о том, что так, или иначе, Бог в жизни человека есть, и от этого никуда не денешься, звучит в текстах «25/17» постоянно. И это тоже сделано талантливо, слушателю становится ясно, что даже в загрязнённом нами мире Христос всё равно стоит рядом.

Спят преступники, их жертвы и менты

Спят монахи, наши дети и святые

Спят собаки, попугаи и коты

И Господь глядит на это с высоты.

Тысячи глаз его на небе нам подмигивают

Заслоняемые «Боингами», «МиГами»

Ты, амиго, брат мой, не грусти, засыпай

Будет день, и будет хлеб, и будет Рай.

В последнем куплете этой песни, кстати, герой узнаёт, что его друг погиб на войне. На нашей войне.

Конечно же, когда война закончится, многие из нас (не исключено, что и музыканты «25/17») включат не современные песни, а «День Победы». И это правильно.

Но очень хорошо, что есть и такие песни, какие записывают ребята из Омска. Они говорят о том, что в обществе кроме официозной конъюнктуры, которой верится далеко не всегда, есть искренняя мысль и настоящее переживание о нашем будущем, и что в этом переживании нет гнилого либерального флёра.

Ещё интересно, что в Москве и Питере концерты «25/17» будут проходить на стадионах. Получается, что на их позицию есть общественный запрос, и он немалый. Всё радует и даёт надежду. Ту самую, которую хотели вернуть музыканты, запуская в оборот мелодии 70-х.