Американские силки для Туркменистана
Анна Пономарева

Американские силки для Туркменистана

Ашхабад разрабатывает план сотрудничества с США

Трагичные примеры бывших республик СССР так ничему и не научили Туркменистан. Ашхабад, который периодически заявляет о своей многовекторности, разработает план сотрудничества с США на 2023–2024 годы и занимается организацией визитов различного уровня между представителями двух стран. То есть туркменские власти, которые до последнего пытались дистанцироваться от опасных контактов с Вашингтоном, активизируют общение с США.

Причем начало уже положено. Вице-премьер, глава МИД Туркмении Рашид Мередов на днях побывал в Вашингтоне, откуда и выступил с отчетом на правительственном совещании по видеосвязи, а заодно и предложил план по сотрудничеству, сообщает русскоязычная газета правительства «Нейтральный Туркменистан».

Глава Туркменистана Сердар Бердымухамедов все одобрил и «поручил продолжить соответствующую работу в данном направлении». Бердымухамедов объявил о дружественном характере диалога с американцами, «который в последние годы обрел новое наполнение», и о том, что страна «всегда открыта для плодотворного взаимодействия со всеми заинтересованными зарубежными партнерами».

Иными словами, туркменский лидер, как и Янукович в свое время, и Токаев, предпочитает сидеть на двух стульях. Дело это — весьма опасное, к тому же в последнее время Вашингтон неспроста активизировался в Средней Азии, пытаясь расширить влияние в регионе, где сосредоточено около 7,2% мировых ресурсов нефти и 7% ресурсов газа. Основная задача США на данном этапе — ослабить влияние Москвы.

Ранее заместитель помощника директора Агентства США по международному развитию (USAID — запрещена в РФ), входящего в структуру Госдепартамента, Анджали Каур сообщала о том, что целью политики Вашингтона должно быть «разъединение экономик» стран Средней Азии и России. Помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу был более откровенен, объявив, что Вашингтон пытается бороться с российским влиянием в регионе не только в экономической сфере. Противостояние политике России в регионе со стороны США проявляется также в виде противодействия влиянию русского языка и культуры.

Известно также о новом проекте USAID (фактически это сетевая диверсионно-разведывательная группа Госдепартамента, благодаря которой были полностью переформатированы целые регионы и проведен не один госпереворот). Для того, чтобы «помочь региону отказаться от зависимости от России», США выделили дополнительные $15,2 млн. Деньги распределили между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Общий бюджет программы мероприятий составил примерно $34 млн. Сумма относительно небольшая, но американцы обещают помощь в получении выгод от санкционного давления на Россию. А это весьма соблазнительные силки, и много денег на их подготовку не требуется.

Настроения в Ашхабаде, а также отчет Мередова свидетельствуют о том, что американцы стараются не впустую, их семена падают в подготовленную почву. Туркменам приятно, что главу МИД позвал к себе госсекретарь США Энтони Блинкен. Тем более этот ястреб умеет уговаривать. В данном случае, судя по всему, он посулил туркменам заманчивые передовые цифровые технологии и прочую инновационную мишуру. А параллельно члены туркменской делегации встречались с помощником госсекретаря США по энергетическим ресурсам Джеффри Пайеттом, обсуждали реализацию крупных проектов с участием ведущего американского бизнеса. Понятно, что особое внимание было направлено на поставки туркменских энергоресурсов на мировые рынки, в первую очередь, в Европу в обход России.

Вывод из этой поездки очевиден. Совсем скоро в закрытой стране, которой до последнего времени являлась Туркмения, как грибы после дождя полезут американские НКО со всеми вытекающими отсюда последствиями. Бердымухамедов, видимо, полагает, что он самый умный из руководителей постсоветского пространства, и его страну цветная зараза не возьмет.

А еще не исключается углубление сотрудничества в медицинской сфере, то есть появление американских биолабораторий. В принципе, USAID и так добралось до Туркмении. В Ашхабаде работает лаборатория по оценке безопасности продуктов, которая может ежегодно проводить до 1,5 млн исследований по 11-ти направлениям под прикрытием исследовательского центра.

Но это только начало. Интересно, что по странному стечению обстоятельств с появлением этой лаборатории страна периодически сталкивается со вспышкой туберкулеза, брюшного тиф и гепатита, участились случаи сибирской язвы. То есть теми заболеваниями, на базе которых разрабатывают биооружие научные центры под крылом Пентагона.