Великобритания рвётся в Тихий океан
Игорь Ульянов

Великобритания рвётся в Тихий океан

Запад пытается удержать свои позиции

Лондон вновь проявляет интерес к Индо-Тихоокеанскому региону (ИТР). Долгое время британское присутствие в Тихом океане оставалось малозаметным. Британцы предпочитали координировать свои действия с Австралией и Новой Зеландией, проецируя своё влияние в регионе через эти страны.

Теперь ситуация меняется. В ИТР пришёл Китай, Россия тоже стала относиться к региону более внимательно. Каждое государство преследует свои интересы, и не всегда интересы Великобритании совпадают с интересами Австралии и Новой Зеландии. Это заставило британцев заявить о желании вернуться в Тихий океан, дабы не лишиться могущества морской державы.

Для Лондона наиболее удобным способом усилить своё присутствие в Азии является углубление экономического сотрудничества с АСЕАН. Блок объединяет десять государств Юго-Восточной Азии, четверо из которых - бывшие британские колонии (Бруней, Малайзия, Мьянма, Сингапур). Страны АСЕАН совокупно занимают пятую строчку в рейтинге мировых экономик, их общий ВВП равен $2,8 трлн, что в 4,5 раза выше, чем в 2000 г. К 2050 г. АСЕАН будет занимать четвёртую позицию в рейтинге мировых экономик. АСЕАН даёт 7% мирового экспорта (4-я позиция в мировом рейтинге). Страны АСЕАН обладают выгодным стратегическим положением, Лондон опасается, что они нарастят сотрудничество с Пекином в ущерб сотрудничеству с Великобританией.

В этой ситуации перед Великобританией открываются определенные возможности. АСЕАН углубляет отношения с Индией, и одновременно индийско-британское партнёрство развивается вполне успешно на фоне усилий Индии упрочить экономические и политические контакты с европейскими державами. До недавнего времени наблюдался явный перекос - Нью-Дели развивал контакты с Австралией, Японией, США, оставляя Европу в тени. У Индии появился интерес "зайти в Европу" через Великобританию. Обе страны приняли "дорожную карту" о кардинальном углублении отношений в рамках всеобъемлющего стратегического партнёрства к 2030 году.

Противостояние коллективного Запада с Россией внесло определённые коррективы. Индия не хочет быть втянутой в антироссийские игрища, что, впрочем, не означает полного совпадения интересов Москвы и Нью-Дели. В индийских СМИ хватает антироссийских репортажей о ходе СВО на Украине, хотя хватает и относительно пророссийских. Как бы то ни было, Индия щепетильно подходит к сотрудничеству с Лондоном, учитывая риски охлаждения отношений с Россией, чего индийцам не хочется.

Конкурируя с Китаем, Индия сближается с США, Великобританией, Японии, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией. Особенно продвинулись вперёд индийско-австралийские контакты. Для австралийцев Индия – плацдарм для сдерживания Китая на дальних подступах к австралийским водам. Австралия для индийцев - плацдарм для давления "снизу" на позиции Китая в Индийском океане, где "сверху" на него давит Индия.

США, в свою очередь, склоняют Канберру к принятию морской доктрины, которая бы не просто включала положения о свободе навигации в Южно-Китайском море, но и исполнялась на практике, т.е. выражалась в реальном присутствии австралийского флота в данной акватории. Но в отличие от США, которые не являются региональным государством, Австралия вынуждена учитывать готовность Пекина к жёсткому ответу в случае принятия такой морской доктрины, а также принимать во внимание нежелание Индии вступать в прямую конфронтацию с Пекином.

Такая ситуация частично выгодна России. Два полюса силы в Азии (Индия и Китай) - лучше, чем один, так как это позволяет сбалансировать их влияние до обоюдовыгодного уровня. В то же время стремление Запада вовлечь Нью-Дели в антироссийские проекты не может не тревожить Кремль.

В ближайшее время политика России в Азии будет состоять из поиска механизмов сдержек и противовесов в целях сохранения стабильности в регионе и недопущения перехода геополитической конкуренции в горячую фазу. В последнем заинтересован только Запад во главе с США. Значит Западу с такой политикой в Азии не место.