Турция и русофобские планы Румынии
Игорь Ульянов

Турция и русофобские планы Румынии

Оправдается ли ставка Бухареста на Анкару

Румыния мыслит себя черноморской нацией и палочкой-выручалочкой Вашингтона в Черноморском регионе в условиях нежелания Турции во всём подчиняться США. Интересно, что воссоединение Крыма с Россией не признали обе страны, но в Румынии реакция на это историческое событие была куда более агрессивной, чем в Турции.

Румыния позиционирует себя как государство, расположенное на условном перекрестье между Евразией, Ближним Востоком, Западной Европой и Северным Ледовитым океаном. Приписываемое Румынии центральное положение заставляет её претендовать на роль регионального лидера. Но для упрочения этой роли Румыния нуждается в уверенном контроле над Черноморьем. Не имея шансов на успех, действуя в регионе в одиночку, Бухарест привлекает в качестве союзников Турцию. Но как назло, Анкара уклоняется от многих военно-политических инициатив НАТО и США в регионе.

Главенство в Чёрном море для Бухареста – ступенька на пути к лидерству в границах всей Юго-Восточной Европы. Обязательным условием достижения такого лидерства является контроль над двумя важными регионами – Карпатами и Дунаем. Это, в свою очередь, требует предсказуемой обстановки в Босфорском проливе и Дарданеллах (румынские стратеги называли их "душой Турции и лёгкими Румынии"), а также на пространстве между Балтикой и Чёрным морем. Для этого нужно "отодвинуть" Россию подальше от Днестра – "естественной границы" румынского этнического элемента для румынских геополитиков.

Карпаты – это румынский вал на восточных рубежах Европы. Дунай соединяет Румынию с Западной Европой, через Майн и Рейн выводит её в Северное море и далее в Северную Атлантику. Чёрное море через Кавказ выводит Румынию к Каспию, и через Босфор и Дарданеллы – в Средиземное море и Мировой океан. Географический потенциал Румынии не может быть использован сполна до тех пор, пока рядом находится сильная Россия – такова аксиома румынской геополитики как прошлых веков, так и дня сегодняшнего.

Чтобы сдавить Россию с двух флангов, Бухаресту нужна Турция в качестве союзника. В сентябре 2020 года министр обороны Румынии Николае Чуке в ходе обсуждения ситуации в Черноморском регионе, организованного американским аналитическим фондом СЕРА, заявил: "У нас тоже есть граница с Россией – это Чёрное море". Турция граничит с Россией на Чёрном море, и потому румыны видят в турках естественных противников России. Частично они правы, но только частично.

Анкара переносит фокус геополитического соперничества с Москвой на Закавказье. Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах – вот место приложения турецкой политики с антироссийским душком. Что касается других уголков планеты, здесь не всё так прямолинейно. В Чёрном море Турция не помогает России, но и чрезмерно не вредит ей. У Турции есть свои интересы и свой план по обеспечению этих интересов.

Турция позиционирует себя как одновременно европейское, евразийское и ближневосточное государство. Это подготавливает сближение черноморской политики Анкары и Бухареста, поскольку через Чёрное море Турция и Румыния получают доступ к Закавказью и Каспийскому региону. Бухарест мечтает о превращении порта Констанцы в перевалочный пункт энергопродуктов из Средней Азии и соединении нефтепроводом Констанцы с итальянским Триестом. Это сулит Румынии превращение в поставщика каспийских энергоресурсов в Западную Европу и солидную прибыль в твёрдой валюте.

Но в военно-политической сфере Анкара не готова зайти так далеко в противостоянии с Москвой, как Румыния. Если почитать румынское издание DefenceRomania.ro, которое специализируется на военных новостях и наверняка сотрудничает с министерством обороны Румынии, мы увидим поразительный по напряжённости градус русофобии.

В изложении главреда Тудора Куртифана СВО на Украине – это череда разгромных поражений российской армии. На Украине, оказывается, увязли 97% российских войск, среди генералитета царит отчаяние. Каждый раз, когда ВСУ сдают очередной город, DefenceRomania убеждает читателя, что никакая это для России не победа, ибо и город мал и значение его ничтожно, а потери у ВС РФ при штурме умопомрачительные и т.д. и т.п. Турецкие СМИ пишут о войне в гораздо более трезвых тонах.

Это говорит о том, что конкретно на Чёрном море не столько Турция, сколько Румыния видит в России врага. Турции в румынских планах отводится функция "помоста" между Бухарестом и постсоветской Средней Азией. В этом контексте ослабление турецкого влияния в Средней Азии Бухарест оценивает, как нежелательное. Вот почему ввод миротворческого континента ОДКБ в Казахстан румынская пресса освещала в русофобских тонах, называя уличные беспорядки восстанием, а ввод миротворцев оккупацией.

Румыния участвует в совместных с США учениях с привлечением американских самолётов F/A-18 Super Hornet и военнослужащих американских ВМС. Вместе с итальянскими пилотами румыны и американцы работают над повышением оперативной совместимости и отработкой тактики воздушного патрулирования.

Бухарест запустил программу "Многофункциональный корвет", согласно которой первый румынский корвет на Чёрном море появится в 2025 году. Запущено также производство румынского бронетранспортёра Vlah и программа закупки американских F-16 Fighting Falcons. ВВС Румынии располагают семнадцатью такими самолётами, купленными у Португалии.

Цель Румынии – поглотить Приднестровье, Молдавию и кусок Украины. У Турции таких целей в этой точке мира нет. Поэтому Бухаресту решать свои проблемы в Черноморском регионе приходится без участия Анкары.