Арктическая стратегия Оттавы
Артём Шабанов

Арктическая стратегия Оттавы

Канада помогает Киеву, чтобы обескровить Москву

В январе 2023 г. Канада выделила новый пакет помощи режиму Зеленского - 200 бронеавтомобилей. Ранее Оттава уже передала Киеву 155-мм снаряды, средства спутниковой связи, гаубицы и амуницию. Также Канада согласилась передать четыре танка "Леопард".

У Канады нет таких масштабных персональных амбиций, как у США, но Канада чётко следует в фарватере политики Вашингтона и коллективного Запада в целом. Экономическое благополучие канадского государства зависит от сохранения ущербной модели однополярного миропорядка, когда все планетарные богатства стекаются в закрома западных стран.

Канадские власти понимают, что война на Украине - это война за плюрализм в мировой политике, где не будет места американскому и европейскому диктату, и потому видят в Украине плацдарм, на котором разыгрывается кровавая драма противостояния уходящего несправедливого мироустройства с новой будущей архитектурой межгосударственных отношений.

Надеясь ослабить Россию на Украине, Оттава хочет добиться перевеса над нашей страной в Арктике, но координирует свою арктическую политику с действиями в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Канада считает необходимым "разбавить" ансамбль арктических держав азиатскими странами, допуская в этом случае сближение с Китаем в противовес России. Судя по всему, она хотела бы создать систему противовесов и взаимного балансирования по линии Арктика - ИТР, поставив в прямую зависимость поддержку Оттавой политики Пекина в Арктике от поддержки Пекином канадской политики в Азии. Этот план в текущих геополитических обстоятельствах вызывает определенные сомнения. Но, судя по всему, Канада хотела бы в результате получить такой политический инструмент, применяя который, сможет влиять на систему сдержек и противовесов в ИТР.

В этой связи Оттава будет укреплять контакты с АСЕАН – как коллективной организацией, так и с каждой страной отдельно. Китай – крупнейший торговый партнёр АСЕАН, и расширение сотрудничества Канады с данной организацией по замыслу могло бы позволить ей находиться на постоянной основе в эпицентре экономических отношений Пекина со странами ИТР. Весьма вероятно, что Канада будет также стремиться к участию во встречах министров обороны АСЕАН (ASEAN Defence Ministers Meeting Plus), Саммите стран Восточной Азии (East Asia Summit) и сотрудничеству с секретариатом АСЕАН. Наверняка конечной целью Оттава видит создание в ИТР блока государств, аналогичного НАТО, но открытого для внерегиональных игроков. Среди потенциальных членов блока – Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Япония.

АСЕАН видится Оттаве возможным инструментом для организации дипломатической разноголосицы в Азии с целью обеспечения интересов коллективного Запада, а не стран АСЕАН. Похожего взгляда придерживается Австралия из опасения утратить контроль над окружающими её водами Мирового океана. Страны АСЕАН находятся между Австралией и Японией. Совместное противодействие со стороны Канберры и Токио влиянию Пекина явно направлено на снижение темпов вовлечения АСЕАН в экономическую и политическую повестку Китая. Канада и Австралия не случайно являются союзниками.

В соотнесении с канадской политикой в Арктике Оттава видит своим наиболее важным союзником в ИТР Японию, которая занимает второе после Китая место среди азиатских стран по степени заинтересованности арктическим регионом. В 2015 г. Токио представил свою Арктическую стратегию. С японской стороны к реализации проектов, связанных с Арктикой, привлечены, помимо профильных ведомств, МИД и министерство обороны. Токио явно настроен повысить собственную геополитическую значимость в таком важном вопросе, как освоение ресурсов Арктики.

Антироссийский курс Японии Канаде весьма по душе, а ухудшение японо-российских отношений – тем более. Заявления Токио о возможном размещении ракетных систем вблизи Курильских островов не могли не привести к настороженности Кремля. Токио это знал, но сознательно пошёл на такой шаг.

Стратегическое значение Канады возрастает и в связи с стремлением к независимости датской Гренландии, вплотную подступающей к канадской границе. Гренландия развивает сотрудничество с Китаем и пытается уменьшить свою зависимость от метрополии.

Гренландия интересна Оттаве (и Вашингтону) из геополитических и экономических соображений. Остров прикрывает выход из Северной Атлантики в Северный Ледовитый океан (в условиях независимой политики России и Китая в Арктике это приобретает для Вашингтона немаловажное значение), является перевалочным пунктом для авиамаршрутов из Северной Америки в северо-западную Европу и обеспечивает оборонное прикрытие северо-восточных рубежей США и Канады.

В контексте гренландского вопроса американские стратеги реанимирует терминологию холодной войны, говоря о стратегической важности GIUK – морских коридоров между Гренландией (Greenland), Исландией (Iceland) и Великобританией (the United Kingdom). Для Канады и США важно гарантировать себе прочный контроль над регионом.

Чтобы достичь поставленной цели, нужно отодвинуть Россию от арктических рубежей. Но обескровить Россию Оттава надеется на Украине.