Тяжелый выбор для Москвы
Борис Джерелиевский

Тяжелый выбор для Москвы

Возвращение в «зерновую сделку» как меньшее из зол

Спустя всего сутки после того, как замглавы МИД РФ Андрей Руденко заявил о наличии «четких гарантий со стороны Украины о неповторении подобных атак с использованием в том числе инфраструктуры и коридоров, связанных с вывозом зерна», МИД Украины заявил, что нацистский режим не брал на себя никаких дополнительных обязательств по зерновой сделке.

Таким образом, можно сказать, что если нацистский режим вообще давал какие-то гарантии, то они фактически дезавуированы на следующий день. Впрочем, с учетом того, что и обязательства эти были даны опосредовано, через Турцию и ООН, нельзя исключать того, что это вообще выдумки Анкары. Также заявление ведомства Кулебы могло быть продиктовано стремлением развеять «зрада-кейс», которые начали «разгонять» оппоненты команды Зеленского, обвиняя его в готовности идти на соглашения с Россией.

По большому счету, все прекрасно понимают, что нет никакой принципиальной разницы в том, давали нацисты какие-то гарантии или не давали. Соблюдать они их, конечно, не будут. Даже если предположить, что по каким-то невероятным причинам Зеленский решил бы держать слово, ему не дадут выполнить обязательства американо-британские хозяева, планы которых не предполагают какого-либо соглашения с Москвой.

Впрочем, и с ними договариваться по Украине также бессмысленно (если предположить, что они пойдут на какие-то соглашения), поскольку они моментально «переведут стрелки» на киевский режим, заявив, что он самостоятелен и к ним не всегда прислушивается. Никакого выхода из этого замкнутого круга договоренностей не предполагается. Поэтому российское общество и восприняло негативно возврат к «зерновой сделке» под «гарантии» Зеленского.

Но, разумеется, в Кремле все это понимают прекрасно – и ничтожность данных «гарантий», и репутационные потери, как внутри страны, так и за ее пределами. Но пока еще, имея серьезный кредит доверия российского народа, могут себе позволить. Разумеется, не от хорошей жизни. Но дело в том, что в конкретной ситуации возвращение в «зерновую сделку» было, возможно, единственным выходом.

Все переговоры об этом шли с главным интересантом и получателем выгоды от «зерновой сделки» – с Анкарой, которая больше всех теряла в случае ее прекращения. Она настолько важна для Эрдогана, особенно в преддверии выборов, что он готов был пойти ва-банк ради ее сохранения. Дошло до того, что Анкара объявила, что балкеры под турецким флагом будут продолжать вывозить зерно из украинских портов, вне зависимости от выхода России из «зерновой сделки».

Фактически это можно было сравнить с ультиматумом, ставившим нас перед выбором: или с применением силы пресечь движение судов, теперь формально турецких, или допустить вывоз зерна, вне зависимости от нашего выхода из сделки. Второй вариант вообще исключался, поскольку наша «индифферентность» очень быстро привела бы к появлению кораблей НАТО в Черном море. Но не можем мы себе позволить сейчас и прямой конфронтации с Турцией, которая в состоянии создать для нас серьезные проблемы в Закавказье и на Ближнем Востоке.

Таким образом, возвращение в «зерновую сделку», пусть и под ничтожные «гарантии» нацистов, это меньшее из всех зол. Конечно, говорить о спасении лица здесь не приходится, но очевидно, что и здесь не все здесь просто. Это был реальный торг, и некие интересующие нас вопросы мы все же сумели провести.

Скорее всего, это возможность прекратить оружейную контрабанду из болгарских и румынских портов под покровом «зерновой сделки». Конечно, это очень неприятный момент, который нам приходится пройти, стиснув зубы, помня о том, что хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Сегодня все усилия Банковой, ЦИПсО, западных структур ПСО брошены на продвижение «зрада-кейса» в российском обществе по «зерновой сделке» и, кстати, Херсону. На продвижение тем «слива» в российском медиапространстве уже выделены и пущены в ход значительные средства. Если они не сумели спровоцировать «антивоенный», а затем и «мобилизационный» майданы с помощью пятой колонны и дезертиров, то теперь стараются вбить клин между патриотами и властью, убедив их в «предательстве» руководства.

Можно не сомневаться, что и заявление украинского МИДа о том, что никаких гарантий Москве не давали, имеет цель убедить российское общество в «пораженчестве» властей и в торжестве «партии слива» над «партией победы» в российском руководстве. Но все это мы уже проходили.