Басаев встретился с главой МВД Грузии
Олег Петровский

Басаев встретился с главой МВД Грузии

Грузия готовится к войне. Это утверждение бесспорно – милитаризация считается основным направлением, в русле которого принимаются все последние решения грузинского руководства. О войне свидетельствует и последние заявления официального Тбилиси, которое по израильскому образцу ставит под ружье даже домохозяек.

Предпринятый и удавшийся, по версии Грузии, штурм города Цхинвал, чему предшествовала трехдневная артиллеристская подготовка, на самом деле не принесли больших последствий для Южной Осетии. И все же, от силовых намерений грузинские лидеры не только не отказались, но возвели военную операцию в гарант самого существования государства.

Что принесла последняя грузинская агрессия Южной Осетии? Пять убитых осетинских мужчин, одному из которых исполнилось 16 лет, и 78 раненых. Других жертв в республике не было, вопреки утверждениям Саакашвили, что русские и осетины, чтобы скрыть число потерь, выносят тела своих погибших с поля боя.

По мнению военных аналитиков, во время этого конфликта Грузия имела некоторое преимущество и теоретически даже могла занять Цхинвал. Однако этого не произошло, а после дипломатических усилий президентов России и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы, в Тбилиси, скрипя зубами, приняли решение о частичном отводе своих вооруженных сил – подразделений Минобороны и внутренних войск на исходные позиции.

Впрочем, этот шаг стал не столько итогом давления извне; просто в Тбилиси наконец-то более реально оценили истинные возможности своих солдат, брошенных на «усмирение» и демонстрацию силы перед сепаратистами, которые почему-то не бежали, а, наоборот, стали наносить ощутимые удары наступавшим.

«В настоящее время подразделения Минобороны Грузии находятся на полигоне Ахалдаба, южнее Вариани, проводят учения, занимаясь боевой подготовкой. Там развернуты подразделения 111-й бригады Минобороны Грузии и внутренние войска, - рассказал военный советник президента Южной Осетии по вопросам МВД Василий Платов. - Южнее совхоза Дмениси находятся грузинские коммандос и артиллерия внутренних войск. И здесь картина та же – идет интенсивная боевая подготовка под руководством зарубежных инструкторов. Грузинское командование старается в короткие сроки устранить прорехи в подготовке войск и выучке личного состава. Реальная подготовка к боевым действиям идет и в районе Двани, где появились подразделения снайперов, в том числе и женщины. Всего – до сорока человек, которые ежедневно занимаются на полигоне. Три грузинских артдивизиона, включая 152-мм комплексы «Мста», и два дивизиона 122-мм гаубиц Д-30, расположены в районе Никози, Хвети, Цвениси.И это далеко не полные данные. Под селом Никози расположены и 8 установок «Град», появились четыре устноввки типа «Ураган». Такое вооружение поступает Грузии из-за рубежа: только за неделю в Батуми были разгружены два украинских танкера с грузами военного значения, идут поставки из Болгарии.

В ходе боевых действий мы взяли у грузинских военных трофеи – гранатометы украинского, чешского и болгарского производства. Сухие пайки, перевязочные пакеты, гранаты и мины – американского производства. Среди инструкторов – американские грузины. В каждую роту Минобороны они ввели по пять-шесть капралов американского происхождения. Особенно их много в 111-й бригаде».

Грузинские силы, сосредоточенные на восточном направлении – район Дмениси, Ередви, Кехви и Тамарашени, их позиции, известны осетинам, как и то, какие подразделения туда может ввести Тбилиси.

В частности, по данным спецслужб Южной Осетии, на восточном направлении находится танковое подразделение грузинской армии. Взвод из четырех боевых машин размещается в районе Ванати: на самом деле танки и не выводились из зоны конфликта, их просто отвели на пять километров вглубь от прежних позиций. На этот счет у осетинской стороны имеются точные данные радиоперехватов. Там же, в ущелье от посторонних глаз укрыты 14 грузинских БМП-2 и около 500 военнослужащих внутренних войск. Правда, все КПП и позиции там ими демонстративно оставлены. А в направлении сел Ередви и Тлиакани грузинская армия спешно оборудует свои позиции в инженерном отношении.

Кстати, на днях один из грузинских военачальников признал, что в двух населенных пунктах, куда отвели войска, стал пропадать скот. Случаи грабежей местного, грузинского же населения грузинскими войсками подтверждает и разведка Южной Осетии. «Вызывает опасение западное направление, и прежде всего, Знаурский район, - говорит военный советник Эдуарда Кокойты. - В приграничных селах Южной Осетии Двани, Никози и других наращивается грузинское военное присутствие. Ежедневно туда приходят по 8-10 грузовиков, производится разгрузка грузовиков с боеприпасами, имуществом и сухими пайками. Мы также зафиксировали действия грузинских рекогносцировочных групп Минобороны в районах Авневи, Нули и Знаури. О важности этих работ свидетельствует появление там министра обороны Грузии Барамидзе и губернатора Горийского района Карели. Эпицентром грузинской военной операции, где зреют планы по вторжению в Южной Осетии, можно считать село Вариани, где развернут пункт управления внутренних войск Грузии. От села Вариани до юга Цхинвали, которых связывают 16 км северной дороги, полчаса езды смешанной колонной, а автомобильной - и того меньше. Ежедневно министр внутренних дел Грузии Иракли Окруашвили, которому поступает информация из районов Южной Осетии, проводит там совещания. Глава МВД Грузии – личность неординарная, готовая идти на любые шаги. Например, в МВД Грузии сейчас заняты вербовкой наемников. Окруашвили сам отдает приказы на территории Южной Осетии и грызется с грузинскими военными, называя министра обороны и начальника Генштаба предателями».

Грузинские СМИ, и прежде всего телевидение, занято активной пропагандой силового курса Михаила Саакашвили, у которого после фактического, но скрываемого провала операции в Южной Осетии развилась аллергия на все российское, начиная от контингента миротворцев и заканчивая стиранными трусами российских солдат. Страсти неумолимо накаляются, в ходу утверждения о «героической победе», одержанной под столицей Южной Осетии, в ходе молниеносной войны.

Лейтмотив выступлений грузинских военных и политиков в СМИ: война не за горами, даже не смотря на то, что отведены войска. По словам г-на Саакашвили, если 5-го сентября ООН не примет кардинальных решений по возвращению Южной Осетии в лоно Тбилиси, то последует военное вторжение Грузии. «Мы в силах за сорок минут зайти в Цхмнвали и взять его штурмом», - заявил президент Грузии 22-го августа в вечерней программе грузинского телевидения. В тот же день Саакашвили наградил министра обороны, начальника Генштаба и ряд офицеров орденами и медалями. Группе военных были присвоены досрочные звания.

В свою очередь Минобороны Южной Осетии ведет подготовку к отражению нападения. Укрепляются стратегические объекты - высота в Тлиакани, южный портал Рокского тоннеля и т.д. Они будут охраняться штатными подразделениями вахтовым методом. Высота Тлиакани имеет важное значение, поскольку позволяет контролировать и владеть обстановкой в Джаве – районном центре Южной Осетии. Оттуда виден и Гуфтинский мост – еще один стратегический объект, в случае подрыва которого связь с севером - южным порталом Рокского тоннеля будет потеряна. Для Южной Осетии это будет означать потерю «дороги жизни», что хорошо прекрасно понимают в военном ведомстве непризнанной республики.

«По духу грузинские подразделения, даже если они и обучены чуть лучше, гораздо ниже осетинских, - утверждает один из офицеров Минобороны Южной Осетии, который согласился общаться на условиях анонимности, потому что воюет еще с прошлой кампании. На его счету девять подбитых из гранатомета танков, штурмовавших Цхинвал в начале 90-х годов. - Морально-волевые качества грузинских военных – самое слабое звено, которое не позволяет им качественно решать поставленные задачи. Самое главное, что желание воевать и отстаивать свою землю у нас превалирует над аргументами грузинских военных, брошенных на покорение Цхинвала и окрестностей».

Во время боев в августе грузинская артиллерия, действуя по лекалам американской армии, применила тактику изнуряющего огня. В Южной Осетии зафиксирована попытка так называемой бесконтактной войны – действий, аналогичных «Буре в пустыне» в Ираке, операций Пентагона и в Югославии. Нанесение ударов артиллерией три-четыре дня подряд, изматывание противника, нанесение ему максимальных потери, и лишь только потом ввод войск. Этому в Южной Осетии собираются противопоставить продуманные действия подразделений Минобороны. Во-первых, иметь запасные и ложные позиции, проявить военную хитрость. «Пусть грузины тратят свои снаряды, обрабатывая ложные цели. Грузинские военные не способны штурмовать, - считает военный советник Василий Платов. – Все дело в боевых качествах.Вот выдержки одного из радиоперехватов, осуществленных военными Южной Осетии:

« - ...Сколько у тебя там орлов?

- 370.

- По ходу проведи инструктаж, сделай все возможное для поднятия духа. Народ начинает хандрить. Сейчас война. Прояви свои способности замполита...».

Ситуация вооруженного противостояния в Южной Осетии давно вышла за рамки региона. В Цхинвале располагают данными о контактах грузинских спецслужб с полевыми командирами чеченских боевиков и главарями террора.

«Нам известно, что недавно произошла встреча министра внутренних дел Грузии Окруашвили с Басаевым на нейтральной территории. Эти сообщения подтверждаются по каналам агентуры. Окруашвили просил после выборов в Чечне дать ему людей для проведения диверсионно-террористических актов на территории сел грузинского анклава Южной Осетии. Такую поддержку подтвердил Аслан Масхадов, - говорит Василий Платов. – Известно, что помощь грузинским формированиям пообещали и в джамаатах ваххабитов Кабардино-Балкарии. Они хотят создать видимость, что эти диверсии и теракты совершают осетины. Взять Цхинвал под флагом присоединения территории Южной Осетии не получилось. Да и сама военная акция не вызвала одобрения США, Евросоюза и международного сообщества в целом. Новый ввод войск в Тбилиси будут оправдывать как борьбу с международным терроризмом. На информационную раскрутку такого сценария бросают просто колоссальные для Грузии средства».

О подготовке провокаций свидетельствуют данные по закупке Грузией в одной из южных стран большой партии мощной взрывчатки. Ее количество таково, что можно уместить на нескольких грузовиках. Также закуплены электродетонаторы. Кто ответит, зачем Грузии 20 тыс. электродетонаторов?

Нехватку личного состава грузинская армия пытается компенсировать необычным способом - в ее взводах и ротах появились бывшие осужденные из Менгрелии. В июле из мест заключения было досрочно освобождено около 600 человек, которых вооружили и направили на полигон под Ахалдаба. Зэков учат воевать. В Южной Осетии присутствуют такие отряды, как «Белый орел» и «Одинокий волк», основу которых составляет криминальный элемент.

Впрочем, Грузия уже использовала зэков, предоставив их Гелаеву во время рейда в Кодорское ущелье Абхазии в 2001 году. Боевики попытались пробиться к Сухуми, но были рассеяны абхазскими военными. Если события будут развиваться по наихудшему сценарию, Южная Осетия рискует превратиться в очаг, который может зажечь весь Кавказ.

«Малой эта война не будет, как, может быть, надеются в Тбилиси, - считает один из военных экспертов. – Осетины – не жители Батуми. Это воинственный народ, аланы, которые будут сражаться до последнего. Один из вариантов – разворачивание масштабной партизанской войны, и тогда события будут развиваться не по сценарию Тбилиси. Партизанская война доказывает на многочисленных примерах – народ победить не возможно. На самом деле, воинственные поползновения ударят бумерангом по центральной власти, и только будет способствовать полному развалу Грузии. Но, судя по всему, Саакашвили надеется, что этого не произойдет. Есть Сванетия, жители которой давно считают себя гораздо самостоятельнее, чем думают в Тбилиси. Сваны, которые отличаются свободолюбием, на самом деле неподконтрольны. Абхазия - это вообще отдельный регион. Тупиковая, надменная и циничная политика грузинских властей привела к восстанию абхазов и изгнанию грузинской верхушки управленцев. Ныне фактически Абхазия является самостоятельным субъектом, хотя это не оформлено юридически. Так что Южная Осетия может стать могильщиком правящего режима Грузии. Вот чего добивается команда Саакашвили, но Осетию они не возьмут. Изнурительную кампанию Грузия не вытянет».

При этом нельзя исключать того, что официальный Тбилиси поменяет методы давления, пытаясь организовать полную экономическую блокаду республики. Однако и в этом случае Грузии придется столкнуться с особой проблемой и ответными мерами не только властей Цхинвали, но и российского руководства. Москва, и тем более Владикавказ, не смогут спокойно смотреть на голод в регионе, 98% процентов населения которого составляют граждане России.

По нормам международного права Россия оставляет за собой возможность ввода в южноосетинский регион подразделений МЧС и направить конвои и продовольствием под усиленной охраной военных для предотвращения гуманитарной катастрофы. «Народ Южной Осетии надеется только на Россию, - подытожил Василий Платов. – Когда Цхинвал обстреливался три дня, осетинские военные уже готовились к тому, чтобы провести контрудар, но не сделали этого, так как придерживались договоренностей. Грузинская сторона начинала обстрелы столицы Южной Осетии и высот, где располагались осетинские позиции, прямо во время переговоров. Мы дали команду не отвечать на провокации. Время больше работает больше на нас – в Грузии обостряется энергетический кризис, обстановка накаляется, становится все больше недовольных тупиковой политики Саакашвили. Ненависть к осетинам искусственно культивируется в Тбилиси, а простой народ Грузии не испытывает к населению Южной Осетии неприязни».