Искандер Алиев

Форматирование пространства СНГ - основная повестка дня для России

Название статьи – это не изыск, как говорится, « ради красного словца».  У такой великой державы, как Россия, много больших задач и приоритетов. Но есть главное, ради чего, собственно, столетиями поколения русских , украинцев, белорусов вместе народами Кавказа и Средней Азии  возводили общее здание, формировали общее пространство, уникальную евразийскую цивилизацию.  Это то, что вызывает неприятие как у носителей т.н. «западных ценностей», так и носителей ханьской цивилизации.  

Это главное – собирание постсоветского пространства, возвращение России статуса мировой державы, иными словами, одного из центров многополярного мира.  Но не  в рамках проекте харрингтоновского «конфликта цивилизаций», куда ох как хочется другим центрам силы затянуть Россию. А в рамках собственного проекта возрождения постсоветского пространства.  Похоже, президент России В.Путин это понимает и этого хочет добиться. Хочется верить, что в этом его поддерживают его близкие соратники (не будем стесняться этого слова, оно очень верное и по сути определяет круг ближайших единомышленников).  

Сегодня Кремль предпринял ряд серьезных шагов по восстановлению своего влияния в станах СНГ, в том числе и в странах Центральной Азии. Конечно же, не везде правящие элиты воспринимают это с «чувством глубокого удовлетворения». ИМ, этим элитам, просто деваться некуда.   Уж очень бояться они своего населения, потому и опираются на авторитет и влияние российского президента. А то, что влияние России на постсоветском пространстве было и остается, нехотя, сквозь зубы признают и те, кто до того свыше 10 лет «мужественно» боролся с «последствиями российского и советского колониализма». Кто на этом, собственно говоря, пытался выстроить т.н. «национальную идеологию». А ведь еще год назад было бы невозможным представить, что, например, власть в Узбекистане даст провести и опубликовать результаты опроса населения Узбекистана, свыше 80 процентов которого высказались за тесную дружбу и интеграцию с Россией.  Думается, это характерный пример настоящего политического банкротства политиков, строивших свою политику на антироссийских тезисах.

Российское правительство в настоящее время осуществляет свою стратегию возрождения постсоветского пространства, в основном, путем экономических программ в рамках экономического сотрудничества. Знаковыми позициями этой политики стали согласие России на взымание НДС по месту страны назначения (весьма благоприятное для Украины, кстати) и списание большого таджикского долга перед Россией с одновременным намерением осуществить значительные российские инвестиции в экономику Таджикистана.

Правда,  ответ с таджикской стороны был намного более скромен. Это законодательное закрепление статуса дислоцированной в Таджикистане российской дивизии как российской базы. Так и хочется спросить – насколько коротка историческая память нынешних таджикских правителей? Или они забыли, что именно присутствие российской дивизии в Таджикистане во время гражданской войны в этой стране спасло эту страну от полного взаимоуничтожения? И объективно способствовало утверждению во власти именно нынешней таджикской правящей элиты. Как-то не сходится здесь дебет с кредитом, не правда ли? Тем более, что от охраны таджикско-афганской границы
Постепенно будут отстранены российские пограничники, ныне являющиеся серьезным барьером на пути героинового транзита с афганской стороны.

К чему это мы говорим? Не потому, чтобы попрекнуть элиту дружественного России государства СНГ.  С точки зрения своих интересов, она, может быть, и права. Но раз так, такое же право думать более предметно о своих национально-государственных интересах имеет и Россия, к тому же исторически имеющая право (и обреченная!) думать об интересах всего постсоветского пространства в целом. А раз так, в деле реинтеграции постсоветского пространства ставка только лишь на  экономические проекты – это только полдела.  Складывается впечатление, что многие влиятельные российские должностные лица относятся  к СНГ как к своего рода экономическому холдингу, имея ввиду некий свой интерес в виде возможности держать в руках свой сегмент контрольного пакета политико-экономического влияния на идущие в СНГ процессы.


Собирание постсоветского пространства – это тоже глобальный проект. И относиться к нему, представляется, тоже надо глобально. Ведущая роль Москвы в этом проекте нисколько не повредит имиджу России за рубежом. Наоборот, вызовет невольное уважение у недругов,  а понимание, сочувствие и поддержку – у друзей.

Раз так, развитие процессов в рамках нашей собственной евразийской цивилизации надо наполнять решением не только  крупных проектов  экономического, но и политического, социального планов.

Народы стран СНГ воспринимают сейчас Россию как мощный и влиятельный политический центр притяжения в СНГ. Исходя из чего, думается, Россия может направить усилия на политическую и военную интеграцию, а также на консолидацию и поддержку пока разрозненных фрагментов новой единой постсоветской элиты.
Думается, все-таки некорректно говорить о том, что «политические элиты стран СНГ перевербованы Западом». Это еще надо разобраться в смысловом наполнении данного «шпионского» термина. Всякая вербовка, думается, предполагает, что вербовщик имеет намного большую выгоду, чем вербуемый. В нашем же случае, можно еще поспорить, у кого больше дивидендов о вербовки: у Запада, или у «завербованных» элит. Последние прекрасно себя чувствуют, получая очередную порцию денежных вливаний и индульгенций за массовые нарушения прав своих граждан, продолжают жировать дальше, обрекая страну на разложение коррупцией и повальную нищету населения.

Остались ли, например, в центральноазиатских странах пророссийские силы? Естественно – и им намного хуже даже, чем, например, ортодоксальным мусульманам, которых преследуют местные власти. Но, как ни странно, за ортодоксальных мусульман заступается далекий Запад, а близкая Россия безучастно наблюдала, как расправились с пророссийскими движениями в тех же, например, Туркменистане и Узбекистане.   Вот и получается парадокс – в одежды носителей «интеграции с Россией» рядится та же элита, которая пытается строить национальную идеологию в своих странах на откровенно антироссийских тезисах марксистской терминологии типа «колониализм и экспансия».    

Сегодня надо работать хотя бы с остатками пророссийских сил, пусть даже маргинализованными. Немного поддержки, особенно, политической, вдохновит эти силы, откроет им «второе  дыхание».

В качестве же цементирующего звена новой российской доктрины, которая бы объединила постсоветское пространство, видится роль и намерение России способствовать демократизация государств СНГ и улучшению уровня жизни в этих странах. Очень много граждан стран СНГ сегодня работают в России. На их денежные переводы домой более-менее сносно существуют их семьи. Они понимают, что материальное благополучие их семей связано  с Россией, интеграцией постсоветского пространства. Это понимают с каждым днем все больше и больше людей в странах СНГ. Они понимают, что достойная жизнь вполне достижима сообща и вместе с другими народами СНГ.