Алексей Зотьев

Цена «наступа»

Зеленский пытается любым способом удержать власть

Позиционная война, не сопровождающаяся масштабными событиями, которые гарантированно попадут в историю, рано или поздно вызывает психологическую усталость как у ее непосредственных участников, военнослужащих, так и у гражданских лиц, оказавшихся заложниками успешности действий одной из сторон конфликта.

Именно психологическая усталость порождает дезертирство и массовую сдачу в плен. Именно психологическая усталость заставляет население все настойчивее и настойчивее требовать мира.

Население Украины несомненно устало от войны, которая проходит совсем не по тому сценарию, который так активно был разрекламирован официальным Киевом. Устали от войны и жители Европы, существенно потерявшие как в уровне, так и в качестве жизни, взамен не получив ничего, кроме вполне реалистичной перспективы уже в ближайшее время столкнуться с холодом и голодом. Не исключено, что от войны на Украине устали и те, кто закачивает в эту страну оружие, боеприпасы и деньги.

Как правило, психологическая усталость приводит либо к катастрофическому поражению на полях сражений, либо к смене власти и, как следствие, полной смене политического курса. Несомненно, Владимир Зеленский, окруженный многочисленными советниками и консультантами, понимает последствия сложившейся ситуации. Понимает он и то, что только сколь-нибудь значимая динамика на фронте сможет мотивировать войска, обеспечить лояльность населения, и продлить отношения с западными партнерами, которые хотят видеть, как работают выделенные Украине деньги.

Разумеется, предварительно анонсированное, такое нужное и долгожданное контрнаступление, завершившееся разгромом довольно боеспособных подразделений ВСУ под Херсоном и уничтожением бойцов элитных спецподразделений под Энергодаром, было чрезвычайно важным для официального Киева.

По итогам указанных операций, в длительном планировании которых принимали участие в том числе и иностранные специалисты, армия должна была воспрянуть духом, население уверовать в мощь украинского оружия, западные партнёры осознать «рентабельность» своих инвестиций, а украинские пропагандисты получить серьезный материал для эскалации информационной и психологической войны, ибо пиарить украинскую армию, которая из военных «успехов» имеет в своем активе лишь расстрелы военнопленных, становится все сложнее и сложнее.

Попытки официального Киева и командования ВСУ скрыть реальные масштабы потерь, понесенных в итоге контрнаступления на Херсонском направлении, похожи на затянувшуюся агонию перед неизбежной смертью. Если раньше у киевского режима хотя бы получалось скрывать реальную картину происходящего от гражданского населения, которое, в отличие от военных, еще можно было держать в некоем неведении, то после разгрома 128-й отдельной горно-штурмовой бригады ВСУ, которая, по разным источникам, за один день контрнаступления потеряла от 1200 до 2000 военнослужащих, скрывать реальные масштабы потерь больше невозможно.

Закарпатская областная государственная администрация объявила 2 сентября Днем траура по погибшим военнослужащим, а все «передовицы» региональных СМИ забиты некрологами, рассказывающими о погибших «героях». Не удалось скрыть и масштабы потерь по итогам «спецоперации» по захвату Запорожской АЭС, что также не способствует подъему боевого духа военнослужащих и не убеждает население в неизбежности победы ВСУ.

Мог ли Зеленский не отдавать себе отчет в том, какие последствия будут иметь затеянные им «операции»? Неужели он действительно верил в то, что сформированные в районе Херсона, Харькова и Энергодара группировки ВСУ, имеющие в своем активе лишь «героическое отступление», смогут переломить ход военной кампании и нанести сокрушительное поражение подразделениям российской армии?

Вряд ли. Зеленского можно и нужно считать военным преступником, но считать его дураком – опрометчиво. Он прекрасно понимал, чем закончатся затеянные им авантюры, но при этом отдал приказ, который стоил жизни тысячам и тысячам украинских военнослужащих и спецназовцев. Но вряд ли его волновали эти жизни, так как ставки в игре, затеянной на территории Украины, сегодня невероятно высоки. Фактически можно говорить о том, что именно сейчас решается судьба действующего на Украине режима.

Впереди зима, которая обещает быть непростой как для украинцев, так и для жителей некогда благополучной Европы. И с учетом обозначенной перспективы конфликт на территории Украины сегодня рассматривается уже не через призму идеологии, а через призму рациональности. Западным политикам нужно убедить свое население в целесообразности дальнейшего финансирования украинской авантюры, а политикам украинским необходимо сохранить лояльность местного населения, часть которого уже неимоверно устала от войны, не верит в успех украинской армии и в тайне продумывает план поездки в Запорожскую область, на территории которой можно легко и незатейливо получить российские паспорта.

Именно понимание столь безрадужных перспектив подталкивает Зеленского к необдуманным на первый взгляд решениям, которые стоят жизни множеству украинских военных. Ему совершенно плевать на этих людей. Ему нужен, пусть даже и минимальный, промежуточный успех, который продлит жизнь бьющейся в предсмертной агонии действующей власти. И ради этого он готов не обращать внимания на траурные мероприятия, которые в ближайшее время будут с завидной регулярностью объявляться на территориях подконтрольных Киеву регионов.

Но вот в чем вопрос – когда у преступного, фашистского, антинародного режима закончатся солдаты, готовые идти на убой ради призрачных, несбыточных перспектив? Когда еще оставшиеся в живых украинцы поймут, что затянувшаяся авантюра не имеет будущего, а та роль, которую им отвел коллективный Запад, является незавидной?