Кризис на Украине: новые правила игры
Андрей Надеждин

Кризис на Украине: новые правила игры

Несмотря на то, что политический кризис на Украине далек от своего окончательного разрешения, уже сегодня  можно подвести некоторые предварительные итоги «оранжевой революции».  В кабинетах высоких чиновников, в офисах штабов, и конечно на улицах и площадях, расцвеченных оранжевым,  она вне всяких сомнений, завоевала право на то, чтобы остаться в истории.

При этом думается, что главным ее результатом окажется вовсе не имя нового президента Украины. Есть все основания утверждать, что и по прошествии времени важнейшим и поистине историческим итогом «оранжевой революции» назовут конституционную реформу, которая  стала реальностью после нескольких лет острых политических дискуссий и нескольких недель «оранжевого протеста».

Если давать оценку  конституционным поправкам в самом общем виде, то можно констатировать, что содержание «пакетных соглашений», принятых подавляющим большинством верховной рады, в своей основе составляет перераспределение полномочий между парламентом и президентом. Реформа ограничивает прерогативы президента и расширяет полномочия парламента.

В соответствии с принятыми нововведениями президент помимо традиционных представительских функций сохраняет право  вносить на утверждение парламента кандидатуры на должность силовых министров, министра иностранных дел, а также генерального прокурора. Ранее президент Украины по своему усмотрению  назначал и отправлял в отставку членов кабинета министров, а также глав местных администраций.

Верховная Рада получила право назначать премьер-министра, кандидатуру на пост которого вносит президент после того, как она ему будет предложена правящей парламентской коалицией. Депутаты также  обеспечили себе право назначить на должность и снимать с нее глав Антимонопольного комитета, государственного комитета по телевидению и радиовещанию, Фонда государственного имущества.

Главы местных администраций теперь будут назначаться правительством по предложению премьер-министра. Правительство формируется правящей коалицией, которая в соответствии с конституционными нововведениями  должна быть сформирована в течении месяца. Срок полномочий Верховной Рады увеличен с 4 до 5 лет.

То, что реформа произошла именно сейчас, в разгар политического кризиса, существенно затрудняет анализ ее последствий как для России, так и для самой Украины. После прошедших двух туров президентских  выборов и борьбы за отмену итоговых результатов голосования, реформа воспринимается как отказ от старых правил игры, в рамках которых, кстати, сильнее оказалась скорее оппозиция В.Ющенко, нежели ее  оппоненты из стана В. Януковича. Поэтому странно на первый взгляд видеть радость оппозиции по поводу принятия конституционных поправок, ведь еще не так давно, она  яростно сопротивлялась нововведениям, предлагаемым президентом Кучмой. Напомним, что идея конституционной реформы на основе принципов парламентской республики  продвигалась Л. Кучмой с 1999 года и занимала важное место в политической повестке дня Украины. Интересно, что  в прошлом именно оппозиция во главе с В.Ющенко стояла на пути украинского президента и блокировала все его инициативы по внесению изменений в украинскую конституцию.

При этом значение реформы  может оцениваться по-разному в зависимости от контекста. Ее подлинный смысл с точки зрения перспектив долгосрочного развития Украины и  формирования в новых условиях ее отношений с Россией и западом может оказаться скрыт соображениями, связанными с краткосрочной политической конъюнктурой.

Что касается оценки конституционных поправок с позиций политического кризиса, захлестнувшего страну в период президентских выборов, то их значение очевидно, – в условиях противостояния она закрепила более широкое распределение власти, обеспечив более высокую чем это было до принятия поправок ее децентрализацию. В результате каждая из сторон получила гарантии того, что вне зависимости от результатов третьего тура президентских выборов победитель не получит все, а проигравший не проиграет все. Оппозиция, судя по всему, конвертировала свой накопленный к этому моменту политический капитал во вполне осязаемые завоевания  в виде высоких государственных должностей. Как, впрочем, и силы, стоящие за В. Януковичем – его фракция «Регионы Украины» также поддержала реформу. Представляется, что именно благодаря неким  договоренностям о будущем дележе властного пирога этому удалось сгладить остроту противостояния и перевести «оранжевый бронепоезд» на «запасные рельсы». По крайней мере, до 26 декабря.

С точки зрения перспектив политического развития страны на ближайшие год-два ситуация представляется гораздо более сложной и запутанной. Очевидный смысл происходящего в том, что политический класс Украины практически единогласно выступил за децентрализацию власти и более широкое распределение полномочий. Кризис выявил  сколь зыбко спокойствие и гражданский мир на Украине, сколь остры проблемы и противоречия, копившиеся на протяжении последних десяти лет. В стране,  на карте которой аналитиками уже проведена географическая линия раскола политическая элита должна действовать крайне осторожно и последовательно. И новая политическая система – это в первую очередь система компромисса.

Также очевидно и то, что в новой парламентско-президентской системе правления верховная рада становится новым центром власти и главной ареной политической борьбы. Определяющей политической силой в стране теперь будет выступать вновь сформированная правящая коалиция. Спрогнозировать конфигурацию будущего большинства сегодня практически невозможно. Пестрый современный политический ландшафт  украинского парламента оставляет значительное пространство для разного рода манипуляций и не  позволяет сформулировать каких-либо однозначных выводов.

Кроме того, есть и еще одно крайне важное обстоятельство. Принятые конституционные изменения вступят в силу  1 сентября 2005 года, а следовательно до этой даты политическая жизнь в стране будет протекать по старым законам. И избранный 26 декабря президент (если, конечно, он будет избран)  получит 8 месяцев  относительной свободы.

Эксперты склоняются к тому, что в третьем туре шансы В.Ющенко предпочтительнее и склонны анализировать перспективы развития ситуации в стране на основе сценария успеха оппозиции. Если они окажутся правы, то одним из ключевых факторов развития ситуации  становится та программа, которую В.Ющенко будет реализовывать в этот период.

Если победу одержит В.Ющенко, то это время скорее всего станет периодом серьезных перемен в политике и экономике. Действия его команды будут направлены в конечном счете на перераспределение политических и экономических ресурсов в пользу его  блока с тем, чтобы подготовить платформу для действий уже в новых условиях после 1 сентября, а в более отдаленной перспективе и для парламентских выборов в 2006 году.

Параллельно мы станем свидетелями формирования новой оппозиции на основе партии В.Януковича и отчасти группировки Кучмы-Пинчука, а также компартии. Понятно, что это самая приблизительная оценка, поскольку данный сценарий не учитывает множества факторов. Например, пошатнувшееся здоровье лидера  «Нашей Украины».

Для России и события на «Майдане», и позиция запада по вопросу выборов на Украине, и конституционная реформа по сути означают только одно. Необходимость формирования и наладки нового инструментария влияния и отстаивания своих интересов за пределами своих границ. Независимо от того, идет ли речь о бывших советских республиках или «дальнем зарубежье». Мир за последнее время слишком сильно изменился, чтобы можно было действовать по незамысловатым шаблонам операции «преемник».

Кто бы ни одержал верх в нынешнем противостоянии в Киеве, в дальнейшем Москве придется иметь дело с гораздо большим числом субъектов украинской политики, чем это было ранее. Что в свою очередь потребует от Кремля гораздо больше гибкости, ресурсов и, увы, времени. То же самое относится и к нашим западным партнерам, но им, судя по всему, и  не привыкать.

Очевидно, что за несколько последних месяцев Украина сильно изменилась. В ходе предвыборного противостояния в стране отчетливо проявились две в целом равнозначные общественные силы, каждая из которых олицетворяет свой политический проект. Можно с уверенностью прогнозировать, что это же  противостояние станет главным содержанием и парламентских выборов в 2006 году. Как будет развиваться это противостояние, сказать сегодня не решится никто. Но возможно правы те, кто уже сейчас придает ему то значение, которое приписывали президентским выборам этого года. А именно – стратегического выбора вектора развития страны.

После успешного голосования в верховной раде по вопросу внесения изменений в Конституцию Украины некоторые лидеры оппозиции заявили, что случившееся это «не победа отдельного кандидата, а победа украинской демократии».

Кто знает, может так оно будет?