Сергей Смирнов

Империя старца гор

В начале ХХI века человечество столкнулось с феноменом “Аль-Каиды” - тайной боевой транснациональной организации построенной по "сетевому" принципу. Ее идеологической базой, является экстремистское течение в Исламе. Декларируемая цель – политическое переустройство мира. Наиболее распространенный взгляд на эту структуру: “Аль- Каида” - детище спецслужб, рожденное для противодействия коммунистической экспансии в Центральной Азии, и на Ближнем Востоке, а затем вышедшее из под контроля. Этакий Голем, восставший на своего создателя. Но есть и иная точка зрения: “Аль – Каида” - структура, подконтрольная “мировому правительству” призванная с помощью серии провокаций, развязать руки “глобализаторам”. Не смотря на то, что спецслужбы чуть не всего мира уже в течение нескольких лет ведут на нее настоящую охоту, количество вопросов в этом деле только увеличивается. Очевидно одно – религиозная составляющая этой структуры. И в этом смысле возникает некая аналогия “Аль-Каиды” с существовавшей в Средние века исмаилитской сектой Ассасинов, которая наводивший на своих противников ужас не меньший, чем сегодня подопечные Бен Ладена. О том, какой резонанс в свое время наделали адепты этой секты, свидетельствует хотя бы то, что во многих европейских языках есть слово "ассасин", означающее "убийца". Впрочем, начнем по порядку. "Апрельские тезисы" Хасан ас-Сахаба Как известно, Ислам не однороден. Помимо всех прочих течений там существуют исмаилиты, учение которых с точки зрения крупнейших мусульманских конфессий – суннитов и шиитов – чистейшая ересь. Исламилиты - потомки тех, кто признал своим духовным вождем Исмаила - старшего сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика. Наиболее удачливым из исмаилитов оказался некий Убейдаллах: он основал династию Фатимидов, правивших Египтом 262 года, с 909 по 1171-й. Именно в этой стране получал богословского образование человек по имени Хасан ас-Сабах, уроженец иранского города Рея. Спустя несколько лет, в 1081 году, молодой (ему не было еще и тридцати), тщеславный, немало повидавший Хасан вернулся в Иран, имея собственную программу, этакие "апрельские тезисы". В ней он, хотя формально и не отошел от духа Корана и законов шариата, но выразил “новый” тезис (характерный для всех тоталитарных культов): "Познание Бога разумом и размышлением невозможно. Познание возможно только личным поучением имама (духовного наставника)”. Из этого следовало, что люди, не признающие имама, известного одному Хасану ас-Сабаху, глубоко заблуждаются, а потому попадут в ад. Спасутся только те, которые внимают учению Хасана. Разумеется, он отказался сообщить, кто же этот имам, направляющий своих учеников по верному пути. Имам был "тайным", имени его нельзя было назвать. А пока истинный имам оставался скрытым от людей, его в миру заменял Хасан ас-Сабах. Подчиняться ему без сомнений и возражений – значит, спасти свою душу. Возникло новое движение, в котором имелся тайный учитель и реальный вождь. Этот вождь требовал от своих сторонников слепого повиновения потому, что он один знал истину. Сект в те времена на Ближнем Востоке насчитывалось множество. Выделиться среди других проповедников, и завербовать сторонников было трудно. Но учение ас-Сабаха оказалось настолько простым, что его мог понять даже самый забитый неграмотный крестьянин. Оно освобождало от необходимости думать своей собственной головой, самому принимать решения. Оно утверждало, что вождь знает окончательную и абсолютную истину. Оно одевало учение в темные одежды тайны. Наконец, оно обещало безоговорочное спасение души после смерти на очень простом и легко выполнимом условии - послушании. Горная база В течение девяти лет Хасан ас-Сабах вел пропаганду в разных городах Ирана (тогда покоренном Сельджукидами). Постепенно число его сторонников росло, но росли и опасения всех просвещенных людей, с самого начала не заблуждавшихся относительно помыслов новоявленного "свидетеля истины". Один из писателей того времени отметил: "Нет разряда людей более зловещего, более преступного, чем этот род... Если, упаси Бог, державу постигнет какое-либо несчастье... эти псы выйдут из тайных убежищ и восстанут". Между тем, учения ас-Сахаба вызвали беспокойство власть предержащих. Визирь султана Малик Шаха по имени Низам аль-Мульк послал несколько отрядов поймать и казнить проповедника. Хасану несколько раз удавалось скрыться, но он понимал, что везению может придти конец. Ему нужна была база, где бы он был недосягаем для врагов. Выбор пал на замок Аламут ("Орлиное гнездо") недалеко от города Казвин. Он стоял в долине, утесы по сторонам которой представляли дополнительные укрепления. Сам же замок оседлал отвесную скалу высотой более двухсот метров, поднимавшуюся посреди долины. Взять его штурмом, даже если он охранялся небольшим гарнизоном, было практически невозможно. Хасан подкупил коменданта замка за три тысячи золотых динаров, и тот в начале 1090 года сдал укрепления без боя. Против ас-Сабаха и его приверженцев было предпринято несколько карательных экспедиций, однако все они провалились. "Завладев Аламутом, Хасан напряг все силы, чтобы захватить округ, смежные с Аламутом, или места, близкие к нему, - писал иранский летописец. - Он овладел ими путем своей проповеди. Что до тех мест, где люди не обманулись его речами, он завладевал ими через убийство, войну и кровопролитие. Везде, где он находил утес, годный для укрепления, он закладывал крепость". За ряд лет Хасан ас-Сабах подчинил своей власти горные районы в Сирии и горном Ливане. Там образовались теократическое государство секты ас-Сабаха, просуществовавшее 166 лет. По всему Востоку растекались слухи: некий пророк живет в недоступной крепости. Какие бы армии не посылал против него султан, ничто не в силах одолеть его. И хотя седина лишь тронула виски и бороду Хасана ас-Сабаха, его стали называть "шейх аль-джебель" - "старец гор". Почти во всех городах Ближнего Востока и Ирана последователи Хасан ас-Сабаха создавали тайные ячейки. Тогда же "старец" сделал открытие: убийство не только возмущает, но и устрашает врагов. Он сформулировал теорию политического террора, пережившую своего создателя, и давшую наиболее обильные всходы в ХХ веке. Новая стратегия Хасан стал первым политиком, превратившим террор в главное средство убеждения оппонентов в способ всеобщего устрашения и шантажа. Требовалось решить две проблемы. Первая: как проводить покушения с одновременной рекламой их организаторов. Вторая: как создать кадры исполнителей, способных проникать через любые кордоны и, если нужно, погибнуть после совершения убийства. В конце сентября 1092 года Хасан ас-Сабах приказал приближенным собраться на площадке перед его кельей. Он медленно прошел вдоль строя молодых сподвижников. Многие из них уже доказали свою верность и отвагу в дни обороны Аламута от правительственных войск прошлым и позапрошлым летом. Воины ждали, что сейчас вождь скажет важные слова. - Кто из вас уничтожит Низам аль-Мулька, нашего главного врага в этой стране? - спросил Хасан. Несколько человек вышли вперед. Так появились "федаи" - "жертвующие собой во имя веры". Меньше, чем через месяц, 18 октября 1092 года, к паланкину визиря, которого несли из дворца в гарем, подбежал человек. Он откинул полог и вонзил нож в сердце аль-Мулька. Потом бросился бежать, но был схвачен и убит стражей. Весть об этом преступлении в считанные дни прокатилась от Исфахана до Каира и Багдада, вызывая удивление, возмущение, растерянность, страх. Малик шах приказал собрать большую армию, чтобы уничтожить центр исмаилитов в Аламуте. Однако через 20 дней после убийства своего визиря, он был отравлен агентами ас-Сабаха. Как только султан умер, начались восстания в завоеванных государствах и многих провинциях. В султанате Сельджукидов воцарился хаос. Именно в этот период ас-Сабах распространил свою власть не только на отдельные крепости, но и целые районы. Тридцать четыре годы властвовал "горный старец" над своими приверженцами, ни разу не покинув Аламут. В этом не было нужды: его глаза, уши и длинные руки были повсюду. В сохранившемся перечне жертв исмаилитов фигурируют султаны, эмиры, визири и полководцы. О гибели более мелких врагов - чиновников, офицеров, судей, купцов данных не сохранилось. Никто не узнает, сколько же всего человек пало от рук федаев. Достоверно известно среди убитых пять султанов, три халифа, шесть визирей, несколько наместников областей и правителей городов, немало крупных духовных лиц. Погибли от рук федаев и два европейских государя - князь Раймунд Триполийский (в 1105 году) и граф Конрад Монферрайский (в 1192 году). Исследователи считают, что за полтора века исмаилиты убили несколько тысяч людей, "сильных мира сего". Преемники Хасана продолжили путь, проложенный им однажды. Сельджукские султаны были беспощадны к исмаилитам и неутомимы в походах против их крепостей. Весь ХII век - непрерывная цепь осад и штурмов, предательств и убийств с обеих сторон. Но ситуация оказалась тупиковой. Султаны не могли истребить исмаилитов ни в городах, где продолжала действовать законспирированная сеть ячеек, ни во всех крепостях одновременно. Каждая крепость располагалась в труднодоступном районе, была хорошо укреплена, снабжена продовольствием и водой, защищалась храбрыми воинами. Взятие ее требовало немало времени и сил. А когда ее брали, оказывалось, что исмаилиты успели захватить или построить новую где-нибудь в Ливане, Сирии, Курдистане. По существу, исмаилиты, сделавшие ставку на сеть укреплений в горах и конспиративные организации в селах и городах, избрали с самого начала стратегию активной обороны. Гашишевый рай и голова на пике Орден-государство секты ас-Сабаха имел свою армию (в лице защитников горных крепостей) и свой аппарат разведки и террора - в лице федаев, действовавших преимущественно в городах. Их брали подростками из самых бедных и темных горских семей и воспитывали особым образом. Сложная система обработки, превращавшей человека в фанатичного, терпеливого и послушного воле шейха убийцу, была придумана самим Хасаном ас-Сабахом. А довел ее до совершенства комендант крепости Ламасар Кийя Бозорг Умид. Важную роль в этой системе играло использование наркотиков (гашиша), а также инсценирование пребывания в раю, встреч с умершими людьми. Довольно подробное - правда, относящееся уже к последним годам существования исмаилистской державы - описание того, как готовили федаев, оставил великий путешественник Марко Поло: "Содержал старец при своем дворце юношей от двенадцати до двадцати лет. Были они как бы под стражей и знали понаслышке о том, как Мухаммед, их пророк, описывал рай... Приказывал старец вводить в этот рай юношей... и вот как: сперва их напоят зельем и сонными внесут в сад. Очнется юноша в саду и поистине уверует, что пребывает в раю, а жены и девы весь день с ним, играют, поют, забавляют его, всякое его желание исполняют. Там же вином юношей поят, кто сколько пожелает. Когда они снова заснут, приказывает старец перенести их в свой дворец. Проснуться юноши во дворце, изумляются, но не радуются, оттого что из рая по своей воле они никогда бы не вышли. Идут они к старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются, а старец их спрашивает, откуда они пришли. Из рая, отвечают юноши... Захочет старец убить кого-нибудь из важных, прикажет испытать и выбрать самых лучших среди этих юношей. Посылает он многих из них в соседние страны с приказом убить людей. Они идут, и приказ его исполняют; кто остается, цел, возвращается ко двору. Случалось, что после смертоубийства они попадают в плен, и тогда сами убиваются... Скажу вам по правде, много царей и баронов из страха платили старцу дань и были с ним в дружбе". Федаев готовили к участи убийц в крепости Ламасар, расположенной в долине, соседней с Аламутской. Там и был устроен тот сад с фонтанами и цветниками. От окружающего мира его отделяла высокая стена. На роль гурий - райских дев - комендант Умид приглашал девушек из дейлемитских племен, благо обычаи дейлемитов позволяли им вести половую жизнь с мужчинами до замужества. Этот сад одурманенные гашишем юноши принимали за рай. Уж слишком сильно все, что в нем, было, отличалось от виденного ими в мрачной и суровой повседневной действительности. Инсценировки явления мертвых обычно были связаны с казнями. Хасан объявлял, что недоволен кем-то из своих приближенных и велел отрубить ему голову. Когда все уже знали, что казнь совершена, шейх приглашал к себе нескольких молодых людей, пришедших принять посвящение от его рук. На полу зала, на ковре видели юноши блюдо с запекшейся кровью, а на нем мертвую голову. - Этот человек обманул меня, - говорил Хасан. - Он думал скрыть от меня свою ложь. Но воля Аллаха мне открыто все. Теперь он мертв. Но и мертвый, он остался в моей власти. Стоит мне захотеть, и я оживлю эту голову. Сотворив молитву, Хасан чертил в воздухе магические знаки, и к ужасу тех, кто видел это, мертвая голова открывала заплывшие кровью глаза. - Именем Аллаха милосердного отвечай! Ты ли Фарид, из числа тех, кто бывал в раю и посмел обмануть меня? И голова отвечала: - Да, я Фарид. Я был в числе тех, кому ты дал приобщиться к радостям рая. Я недостоин твоих милостей. Да благословит тебя Аллах всемогущий. Все узнавали голос говорившего и его лицо. Сомнений быть не могло. Это был он. Мертвая голова говорила. - Спрашивайте, - предлагал Хасан, - спрашивайте, и силою моего заклятия мертвый ответит вам. Запинаясь, юноши задавали вопросы, и голова, стоявшая на окровавленном блюде, отвечала им. Когда они выходили из зала, Хасан велел звать других. Так среди приверженцев шейха множилась его слава и страх перед великой силой, которой был наделен он. "Даже мертвые повинуются воле его", - говорили они. Оставшись с "мертвой" головой наедине, Хасан раздвигал блюдо, которое было составлено из двух половинок. Человек, сидевший в яме, так что только голова его возвышалась над полом, спрашивал: - Так ли я говорил, мой повелитель? - Так, - одобрял Хасан, - так говорил. Я доволен тобой. А через час-другой те, кто недавно говорили с "убитым", снова могли видеть его голову. На этот раз действительно отрубленная и насаженная на пику, она водружалась у ворот в назидание всем остальным. Десятки человек, толпившихся вокруг, твердили, что только что сами разговаривали с этой мертвой головой. Кто мог после этого усомниться в сверхъестественном могуществе старца? Техника террора Федаев учили принимать обличье богатых купцов и нищих дервишей, музыкантов и продавцов воды, воинов и муфтиев. Еще их приучали к терпению, к тому, что покушение надо готовить иной раз очень долго. Вот, например, как было осуществлено убийство князя Раймунда Триполийского. Двое посланцев Хасана отправились в его княжество весной, а добрались только осенью. Они выяснили, что подойти к князю вплотную можно лишь в соборе, куда он приезжал молиться. Тогда сначала один "купец", а вслед за ним другой "раскаялись" в заблуждениях ислама и приняли христианство. Как все новообращенные, они проявляли необычайное рвение. Жертвовали собору богатые вклады, соблюдали все посты, не пропускали ни одной службы. И все это ради одного. Ради того дня, той минуты, того мгновения, когда их жертва окажется в соборе рядом с ними, когда рука с кинжалом сможет дотянуться до нее. Этот день настал, и князь упал, обливаясь кровью, на каменные церковные плиты. Одного из покушавшихся стража убила на месте. Второго оттеснила толпа, и он затерялся в ней. Но когда услышал, что князь еще жив, он протолкнулся к нему и на глазах у всех нанес ему последний, смертельный удар. День спустя он погиб под пытками, погиб радостно, не сожалея ни о чем. Имея таких людей, Хасан ас-Сабах, а потом его преемники простирали свою страшную власть на весь Ближний и Средний Восток. После первого крестового похода и завоевания католиками Иерусалима в 1099 году положение ассасинов осложнилось, поскольку им пришлось вести борьбу и против старых, и против новых врагов – рыцарей-крестоносцев. Однако Ближний Восток и в те времена не отличался устойчивостью политических коалиций. Вскоре обнаружилось, что воевавшие между собой рыцари нуждаются во временных союзах с мусульманскими владыками. Благородные рыцари охотно обращались к услугам ассасинов, использую их возможности в политической борьбе (совсем как сегодня). Считается, что Ричард Львиное Сердце покушался на жизнь французского короля через ассасинов. Племянник Барбароссы Фридрих Второй был отлучен от церкви Инокентием II за то, что подучил ассасинов убить герцога Баварского, а сам он, в письме к богемскому королю обвиняет эрцгерцога австрийского в покушении на свою особу посредством подобных агентов. Обращались к услугам этих террористов средневековья и отдельные мусульманские правители. Проклятием федаев в ХII веке стал султан Салах ад-Дин, враг крестоносцев и кумир всего мусульманского мира. Множество заговоров, направленных против него, сорвалось, ибо он был разумен и осторожен, а его стража неподкупна. Существует мнение, что именно обоюдное стремление устранить Салах ад-Дина послужило поводом для установления дружеских отношений между ассасинами и крестоносцами. Но это сотрудничество ни помогло, ни тем, ни другим. Судьба государства крестоносцев известна. Конец “империи ассасинов” Преемники Хасана ибн-Саббаха не смогли расширить и укрепить свои владения. Сказался кризис идеологии: обещания и лозунги утверждения социальной справедливости были трудновыполнимыми. Тем не менее, основанное Сабахом государство пережило державу Сельджукидов, было свидетелем возвышения Хорезма при шахе Мухаммеде, но, в конце концов не устояло перед ударами монголов. К 1256 году, через 30 с лишним лет после падения Хорезмской державы, войска Хулагу-хана, внука Чингисхана, захватили крепости исмаилитов. К тому времени войска египетских мамлюков нанесли удар по владениям преемников ибн-Саббаха в Сирии. До этого, в 1171 году, ослабленный в войнах с крестоносцами исмаилитский Фатимидский халифат в Египте стал государством правоверных мусульман-мамлюков во главе со знаменитым Салах ад-Дином. Часть побежденных монголами иранских исмаилитов переселилась в Индию. С этого времени прекратилась история грозной организации ассасинов, но продолжилось существование исмаилизма. В XVIII веке исмаилизм как течение шиизма был признан шахом Ирана, и правителю города Кермана Абу-ль-Хасану был присвоен титул Ага-хан. В дальнейшем английская королева пожаловала его потомку титул принца. Нынешний принц Ага-хан IV принял главенство над исмаилитами в 1957 году. Сегодня достаточно большая община исмаилитов существует в Афганистане, правда особой кровожадностью или коварством на общем фоне она не выделяется. А главные принципы работы Хасана ас-Сабаха с “личным составом” сегодня успешно реализуют как в Аль-Каиде, так и в их “дочерней фирме” - в джамаатах российских ваххабитов. Несостоявшаяся “шахидка”, задержанная в Москве, в кафе на Тверской подробно поведала правоохранительным органам о подготовке “мучеников” с широким использованием наркотиков в “учебках” Шамиля Басаева.