Реальная угроза для "управляемой демократии"
А.Гульнев

Реальная угроза для "управляемой демократии"

Реальная угроза для "управляемой демократии" Владимира Путина, как ни странно, исходит извне: на фоне следующих одной за другой "бархатных революций" в Тбилиси и Киеве, принимая во внимание негласную поддержку Москвой наиболее консервативных лидеров стран-членов СНГ невольно воссоздается давно знакомый стереотип России как "жандарма", на сей раз - жандарма  Евразии.

Впрочем, в отличие от XIX и XX веков (удачное подавление революции в Польше и Австро-Венгрии, венгерские события 1958 года и "пражская весна"...), в XXI веке новое руководство России не стремится всеми силами утвердить "своих" кандидатов на высших руководящих постах государств бывшего Советского Союза. В этом - не вполне понятная двойственность политики кремлевских "политтехнологов". С одной стороны, Москва становится мишенью для западной и российской псевдолиберальной прессы как противник всенародно признанных лидеров (ситуация с Саакашвили), или как опора консервативных кандидатов, навязывающих свою волю избирателям (пример тому - неудачная поддержка Януковича), но с другой стороны - официальные лица утверждают, что готовы к любому выбору того или иного (украинского, грузинского, можно гипотетически продолжить - азербайджанского, киргизского, казахского народов). Подобная позиция явно контрастирует с жесткими заявлениями западных политиков о том, что от иитогов выборов будет зависеть дальнейшие отношения определенных стран с Западом. Иначе говоря, Запад готов принять только один выбор -  прозападный (что, впрочем, неудивительно). Удивительно другое: непоследовательность политики россйских властей.

Заявляя неоднократно о том, что Россия остается великой державой, вызывая на себя критику западноевропейской прессы и упреки в "самоизоляции", кремлевские политтехнологи не спешат наступать на грабли предшествующих режимов и не стремятся любой ценой создавать "карманные" правительства в странах бывшего СССР. Неисключено, что Москве, отчаявшейся обрести надежных партнеров в лице своих соседей, уже не сладок мед победителя в борьбе за политическое преобладание на постсоветском пространстве. Об этом говорит осторожная реакция официальных лиц на события в Тбилиси и Киеве.

Между тем, либеральная и прозападная пресса использует любой повод, чтобы подчеркнуть реакционный характер российской внешней политики и представить "бархатные революции" в свете борьбы с вездесущей "рукой Москвы". Еще более нелепо выглядят намеки на то, что недемократические режимы на территории бывшего СССР, якобы являющиеся копиями "управляемой демократией" Владимира Путина, повлекут за собой и крушение "режима" в России, подобно тому как восточноевропейский политический процесс привел к эскалации развала СССР.

Грядущие выборы в Молдавии, Киргизии и Казахстане, ожидаемое оппозицией обострение политической ситуации в Азербайджане вновь поставят перед Москвой те же вопросы, что и во время "оранжево-розовых" революций. Наколько активным может быть участие России в политическом процессе соседей, как избежать штампа "жандарма" и стереотипа реакционного режима - все это, несомненно, относится в внешней политике, но в последнее время все больше ассоциируется с политикой внутренней.

На многих Интернет-ресурсах и в прессе уже развернулась дискуссия, а возможно ли продолжение "оранжевой революции" в России? Между тем, отождествлять ситуацию в России и, скажем, в Киргизии можно только при условии поддержки Москвой неудачных кандидатов на постсоветском пространстве, да и то с большой натяжкой.

Для экспорта "оранжевой революции" в страны бывшего СССР сложились очень многие предпосылки внутри этих стран: отсутствие четкой политической и экономической программы, явная непривлекательность правящей элиты, не сумевшей подготовить преемника, неспособность организовать реальный диалог с общественностью и боязнь гражданского общества.

Ни для кого не секрет, что правящая элита Казахстана, Киргизии и Азербайджана продолжает жить в условиях авторитарных режимов советской эпохи, слегка обновленных новыми лозунгами и идеологическими догмами. В этой связи, стоит ли удивляться тому, что, скажем, азербайджанская оппозиция уже налаживает связи с более успешными украинскими "коллегами"?

По сообщению корреспондента "Кавказского узла" (www.kavkaz.memo.ru) в Азербайджане, лидер оппозиционной партии "Мусават" Иса Гамбар приглашен на инаугурацию Виктора Ющенко в качестве нового президента Украины, которая намечена в Киеве 10 января. Приглашен также и лидер партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли.

По словам зампредседателя партии Народного фронта Азербайджана Фуада Мустафаева, которого цитирует все тот же "Кавказский узел", у Ф.Мустафаева состоялась встреча встреча с лидером движения "Пора!". "С ним у нас состоялась беседа, и мы достигли полного взаимопонимания. Думаю, что сотрудничество "Пора!" с молодежными организациями Азербайджана возможно и, наверное, состоится. Не исключено, что в данное сотрудничество будет вовлечена и молодежная организация партии Народного фронта Азербайджана. Сотрудничество будет осуществляться в различных направлениях, будет прозрачным и никаких секретов здесь нет". Относительно конкретики сотрудничества с "Пора!" зампред партии Народного фронта Азербайджана заявил: "Речь идет также о методах обмена опытом, подготовке кадров, изучении разных технологий".

Западная пресса высказывает предположения относительно аналогичного развития ситуации в Молдавии, Киргизии и Казахстане.

Выборы президента Казахстана ожидаются в начале 2006 года, но есть мнение, что они могут состояться уже в 2005-м. Поводом для этого может стать политический кризис, который назревает в стране. Оппозиция объединилась, создала Координационный совет демократических сил (КСДС) и, как на Украине, намерена идти на выборы с единым кандидатом. Председателем КСДС избран Жармахан Туякбай – бывший спикер казахского парламента. В октябре он обвинил власти в фальсификации недавних парламентских выборов, покинул парламент, а заодно вышел из состава правящей партии «Отан», лидером которой является президент Нурсултан Назарбаев.

В октябре 2005-го нового президента будут выбирать и киргизы. Свою тревогу в связи с этим уже не раз высказывал действующий президент Аскар Акаев. Он еще год назад, после смены власти в Грузии, заявил, что «дальнейшее распространение технологий «бархатных революций» направлено на ослабление Содружества». А два дня назад президент Киргизии высказался определеннее: в феврале, на который в республике намечены парламентские выборы, сказал он, «радикальные силы могут перейти к насильственным действиям».

В Молдавии выборы нового парламента состоятся в апреле 2005-го, после чего новый состав парламента изберет президента. главные пункты программы компартии, за которые, собственно, и голосовало 4 года назад подавляющее большинство – интеграция в Союз Белоруссии и России, придание русскому языку статуса государственного и возвращение Приднестровья под контроль Кишинева, – не выполнены.В местном контексте на роль лидера очередной "бархатной революции" может претендовать лидер объединенной оппозиции, мэр Кишинева Серафим Урекян. Но на него, кстати, уже заведено уголовное дело («за превышение служебных полномочий») и взята подписка о невыезде. Если его не посадят до выборов, то именно на преследованиях со стороны власти Урекян может заработать дополнительные голоса. Напомним, что 2 года назад кишиневцы проголосовали за мэра Урекяна только потому, что против него выступал лично Воронин.

Спрашивается, нужно ли Москве провоцировать воскрешение идола "жандарма" антинародных "режимов", стараясь поддерживать наиболее лояльных кандидатов, которые в силу характера своих режимов уже не могут искать поддержки на Западе. Тем более стоит задуматься над этим вопросом, если углубиться в анализ ситуации в Молдавии, где действующий президент 4 года назад был "пророссийским" лидером, а сегодня выступает за скорейший вывод войск из Преднестровье и идет на конфронтацию с Россией. Нужны ли Москве псевдо-союзники и стереотип слабеющего реакционного режима - в глазах Запада и в собственных глазах?

От этого вопроса вряд ли удастся уйти, принимая во внимание приближающиеся выборы в странах - участницах СНГ, а также активность западных держав в поддержке "демократии" на постсоветском пространстве. И с ответом на этот вопрос напрямую связано решение реальной угрозы для внутри- и внешне-политического курса Кремля, угрозы "оранжевой революции".