Павел Родионов

Литва бьет Россию по трубе

В сентябре 2004г. Сейм Литвы принял решение о новых правилах транзита энергоносителей через Калининградскую область. По мнению экспертов, новые тарифы на транзит энергоносителей могут нанести ущерб экономическим интересам не только России, но и крупных европейских потребителей энергоресурсов. При этом, велика вероятность того, что демарш Вильнюса предпринят по инициативе Вашингтона, который пытается повлиять на развивающийся энергодиалог России и Европейского Союза, получить дополнительную информацию в этой области и укрепить позиции «новых членов ЕС».
Шаги литовского руководства идут вразрез устремлениям ведущих государств ЕС -Германии и Франции, и реально направлены на перераспределение прерогатив в рамках исполнительных структур европейского сообщества. Не случайно, «транзитная» инициатива Вильнюса была предпринята накануне планируемого в Брюсселе заседания Совета Евросоюза по общим делам и внешним связям, а также в преддверие очередного раунда переговоров по принятию европейской конституции, таким образом, в рамках ЕС в лице новых членов Вашингтон формирует откровенное «проамериканское лобби», которое в идеале может регулировать многогранные отношения Европы с Москвой.
Не исключено, что, пойдя на этот шаг, Литва рассчитывает расширить пространство для маневров на переговорах с Москвой, выторговать для себя более выгодные условия экономического сотрудничества, в частности, перенаправить на свои порты часть транзитного грузопотока, например, в рамках проекта двух «К» - «Калиниград-Клайпеда».
Осторожная реакция России на такое решение была предсказуема, но в тоже время Москва дала понять, что расценивает эти шаги Литвы как попытку шантажа в решении экономических вопросов. Более того, Москва не намерена идти на уступки в этом вопросе, поскольку все вопросы транзита урегулированы в рамках соглашения Россия - ЕС, и Россия обладает цивилизованными средствами для защиты своих интересов. В случае неготовности литовского руководства идти на компромисс, Москва обратится в европейские структуры для оказания давления на Литву с целью соблюдения ранее достигнутых договоренностей.
Цель отмеченного «транзитного демарша» Литвы относится к области большой политики - дискредитировать отношения России с Германией и Францией. Предполагая реакцию России, которая будет апеллировать к своим друзьям в Евросоюзе, Литва подставляет тем самым под удар непосредственно Герхарда Шредера и Жака Ширака. Германский и французский лидеры, соответственно, просто будут вынуждены поддержать своего друга Владимира и найти по этой ситуации приемлемое решение, не ухудшающее положение калининградцев, либо уступить «демократической общественности» в угоду якобы «основным принципам» Евросоюза, что кардинально ухудшит как положение в Калининградской области, так и отношения между ЕС и Россией.
Инициативы Вильнюса вынуждают Россию искать обходные пути в решении вопроса доставки грузов в Калининград. При этом необходимо учитывать, что транзит грузов по территории Литвы составляет примерно треть (!) бюджета прибалтийской страны.
Ответ на традиционный вопрос: «Кому это выгодно?» читается достаточно легко. Известна полностью проамериканская линия президента Валдаса Адамкус и способ
его прихода к власти, где наверняка не обошлось без дружеской помощи Вашингтона. Реальная политика, осуществляемая в Прибалтике, направлена на нейтрализацию более тесных и открытых отношений России и Евросоюза.
Подтверждением этому служит такой аргумент: Калининградская область потребляет около трехсот тысяч тонн грузов. В принципе, это не такая уж и огромная цифра. Введение в строй порта в городе Балтийск и пуск паромов, способных без перегрузки загружать железнодорожные составы, может снизить накал страстей. Остаются грузы, которые идут из Европы в Россию и наоборот. Сегодня основной груз - это нефть и те деньги, которые можно иметь с транзита черного золота. Не случайно первый звонок прозвенел именно здесь — была повышена цена на транзит нефтепродуктов. Конечно, литовцы говорят, и будут говорить о том, что нефть - груз опасный с экологической точки зрения, и ее перемещение требует средств на случай необходимости нейтрализации последствий аварий. Но Вильнюс почему-то забывает про свой нефтяной терминал в Бутинге, и что там перманентно происходят разливы нефти, которую в соседней Латвии, скрипя зубами, собирают на своих пляжах. Здесь вопрос экологии задавать неуместно.
Получается, что во взаимоотношениях с Россией применяется своеобразный шантаж, а точнее попытка заставить Россию пойти на уступки в вопросе перераспределений потоков грузов из Калининграда на порты Литвы. Причем, способ этот был подсказан из-за рубежа.