Андрей Надеждин

Грузия определилась с новым премьером

В конце прошлой недели президент Грузии М.Саакашвили представил  парламенту кандидатуру нового премьер-министра страны. Преемником погибшего З.Жвании почти наверняка станет  Зураб Ногаидели, трудившийся  в кабинете Зураба Жвании на посту министра финансов, а до этого руководивший финансовым ведомством при Шеварнадзе. Почти наверняка, потому что, по сведениям информационных агентств, президент согласовал свою кандидатуру с парламентским фракциями, в том числе и оппозиционными республиканской и консервативной партиями. Серьезного обсуждения альтернатив ставленнику М.Саакашвили фактически не было. Хотя к числу возможных кандидатов на этот высокий пост относили председателя Верховного суда Грузии Котэ Кемулария, министра обороны Ираклия Окруашвили, а также влиятельного спикера парламента Нино Бурджанадзе. Это можно рассматривать в качестве важного свидетельства того, что власть все более концентрируется в руках президента и его команды. И все существенные разногласия возникают между различными группировками внутри нее и разрешаются в основном не публично.

Выбор М.Саакашвили может свидетельствовать также и о том, что президент  сделал выбор в пользу продолжения политического курса З.Жвании, намерен обеспечить преемственность внутренней и внешней политики и на ближайшую перспективу воздержаться от каких-либо резких шагов. По общему мнению, З. Ноагдели наиболее подходит именно для такой роли. Будучи молодым технократом-западником, он ярко выраженный рутинный лидер, абсолютно лишенный харизмы. Трудно себе представить этого выпускника физмата МГУ в роли активного борца с мятежными регионами или выступающего на митинге и дающего социальные обещания. Это даже позволило некоторым аналитиками охарактеризовать его как «технического» премьера, назначенного лишь для того чтобы выждать паузу и расчистить пространство для нового человека.

Обнародованный предполагаемый состав правительства подтверждает предположения о преемственности политического и экономического курса нового кабинета. Все ключевые фигуры в правительстве З.Жвании сохранили свои посты и направления работы. Так, Ираклий Окруашвили остается министром обороны, Каха Бендукидзе – министром по делам экономических реформ, Георгий Барамидзе – министром по вопросам интеграции в евроатлантические структуры, Георгий Хаиндрава – министром по вопросам национальной интеграции.

По общему мнению, новый премьер не сможет стать полноценной заменой З.Жвании. При всех его бесспорных достоинствах он все же не соответствует уровню задач, которые ему предстоит решать. А именно: прорыв в экономической политике и создание реальных предпосылок для улучшения социально-экономического положения населения бедной Грузии, а также  решение проблемы территориальной целостности. А ведь президенту Саакашвили как воздух нужны успехи на этих направлениях.

В настоящее время реальных рычагов, при помощи которых Грузия могла бы справится с этими проблемами как не было, так и нет. Более того, по мнению экспертов, экономика страны не демонстрирует особенно позитивных тенденций. При этом очевидно, что время работает не на команду М.Саакашвили. Уже не далек тот момент, когда растущее недовольство широких слоев населения по поводу экономических условий жизни в стране станет приобретать политический оттенок. А в этом случае для действующего президента добавится еще одна проблема – внутренняя оппозиция, способная реально противостоять власти и конкурировать с ней. И первый звонок для президента уже прозвенел. Многие наблюдатели склоняются к тому, что опытный и осторожный З.Жвания всерьез рассматривался в Вашингтоне в качестве замены излишне прямолинейному и уже ставшему одиозным «Михо».