«Революция тюльпанов» провалилась?

Киргизия, считавшаяся до последнего времени одним из наиболее стабильных государств Средней Азии, переживает события, которые могут стать прологом кровавой смуты, имеющей мало общего с «бархатными революциями», пишет ИА «Росбалт».

В воскресенье утром республиканский спецназ МВД за пятнадцать минут освободил здание Джалалабадской облгосадминистрации. Перед вторым туром парламентских выборов его захватили проигравшие первый тур представители оппозиции. В тот момент власти не препятствовали самозахвату. Одновременно спецподразделения и ОМОН освободили от оппозиционеров здание обладминистрации города Ош, на что потребовалось полчаса.

Характерно, что в обоих случаях «захватчики», не согласные с итогами выборов, использовали против представителей законной власти бутылки с зажигательной смесью. В Оше они успели применить половину из тридцати заготовленных бутылок. Кроме того, по сообщению киргизского информагентства «Кабар», в милиционеров и спецназовцев бросали камни и другие предметы. Жертв среди оппозиционеров и силовиков нет — имеются лишь несколько легко раненых. Задержано, по некоторых данным, около двух сотен участников самозахватов. Органы правопорядка, как сообщают из Бишкека, прилагают усилия по задержанию лидеров и активных участников захвата зданий облгосадминистраций.

Однако позже пришли тревожные сообщения о том, что участники антиправительственных акций сожгли здание ГУВД, захватили аэропорт и мэрию города Джалал-Абад. Появилась и неподтвержденная пока информация о первых жертвах столкновений. По всей видимости, киргизским властям пока что не удается взять ситуацию на юге страны под свой полный контроль и восстановить порядок.

По следам событий в Грузии и Украине многие аналитики поспешили назвать происходящее в Киргизии новой «оранжевой революцией». Однако происходящее на юге республики ни в коей мере не является копией украинских событий — как, впрочем, ни одна «бархатная революция» не есть дословное повторение аналогичных ей событий.

Тем не менее, предположения, озвученные рядом экспертов после первого тура выборов, о том, что вообще никакой «революции» в Киргизии не случится, как и следовало ожидать, не оправдались. Затишье оказалось обманчивым. Силы и средства, что были выделены на реализацию «революционного сценария», впустую не тратят. «Однако в том виде, как ее планировали — в первую очередь, как выступления в столице — киргизская «революция тюльпанов» провалилась, — считает член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов. — Впрочем, это не значит, что их не будет в дальнейшем».

Нынешняя ситуация на юге Киргизии не является прямым следствием подготовки «революции». Этот регион уже достаточно давно конфликтен и взрывоопасен. Если в советское время соперничество между южными и северными киргизскими кланами микшировалось их поочередным или совместным нахождением у власти в республике, то в годы независимости оттесненные от власти представители южных кланов не без оснований стали считать себя обделенными. Кроме того, Юг всегда был центром распространения исламизма. Киргизию до сих пор спасало то, что радикальный ислам распространялся главным образом среди узбекского населения страны. Т.е., в противовес исламизму работал национальный фактор.

«Источник и мотив нынешних выступлений — кланово-родовые противоречия, — считает Владимир Горюнов. — Отчасти они привязаны к выборам, на которых представители «южан» потерпели сокрушительное поражение». Опасность ситуации во многом определяется позицией, занятой международными спонсорами «цветных» революций и их идеологическими проводниками. Об этом красноречиво говорят заявления таких ярых противников «имперской России», как американский сенатор Маккейн или наблюдатели ОБСЕ, утверждающие, что парламентские выборы в Киргизии «не в полной мере соответствовали ряду важных обязательств ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов» (кстати, не вполне ясно, что эти лица вообще делали в Киргизии, которую ни по каким критериям невозможно отнести к европейским государствам).

«Они могут постараться активизировать население и организовать какие-то выступления в центральных районах Киргизии, — полагает Владимир Горюнов. — Заметим, впрочем, что по количеству и качеству киргизская «демократическая» оппозиция уступает даже белорусской». Однако результатом подобных спровоцированных столкновений станет только «межклановая поножовщина и взрывоподобное распространение исламистских течений на территории Киргизии», считает политолог.
По его словам, это не обязательно произойдет в самое ближайшее время, однако в период президентских выборов, назначенных на октябрь, противостояние вспыхнет с новой силой. Результатом станет полная дестабилизация. «Ситуация в Киргизии вполне может повторить развитие ситуации в Таджикистане в начале девяностых годов», — предположил Горюнов.

Уберечь республику от такого кровавого исхода может только жесткая политика руководства Киргизии — и в не меньшей степени твердая поддержка ее со стороны России. «К сожалению, без второй составляющей первая может не достигнуть своей цели из-за серьезнейшего нажима извне, — убежден член совета АсПЭК. — Перед Россией стоит выбор — бросить в нестабильность дружественное государство с немалым, кстати, количеством русского населения, или проявить на международной арене твердость в трактовке столь болезненно затрагивающих нас событий».