Искандер Алиев

Украина-Туркменистан: слово и дело

На днях произошло весьма примечательное событие, вызвавшее определенные надежды у одних и жгучее неприятие у других. Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк выступил на одном из заседаний формата 61-й сессии комиссии ООН по правам человека в Женеве. По сути, его выступление должно было произвести эффект взорвавшейся бомбы. Тому есть все основания: Украина, устами своего министра, заявила, что  «международное сообщество не должно быть равнодушным к нарушениям основных прав и свобод человека, которое имеет место в отдельных странах, включая страны Содружества Независимых Государств».

Кроме того, министр Б.Тарасюк фактически дал понять, что и сама Украина теперь не будет мириться с нарушениями прав человека в других государствах и, более того, будет  «содействовать созданию зоны свободы и справедливости в регионе».  Украинский министр также сказал, что его страна  выступает за укрепление сотрудничества в сфере защиты прав человека в рамках ООН.  В связи с чем, видимо, он остановился и на необходимости более активного обсуждения правозащитных проблем в Совете Безопасности ООН.

Само по себе такое заявление представляется весьма важным для постсоветского пространства, где существует целый ряд откровенно тоталитарных режимов, где вопрос о соблюдении прав человека и становления гражданского общества стоит весьма остро. Например, как в стране, которой управляет самый, пожалуй, одиозный диктатор С.Ниязов. Да, речь идет именно о Туркменистане, куда на днях с официальным визитом намерен прибыть президент Украины В.Ющенко.

По логике вышеприведенных высказываний министра иностранных дел Украины, президент В.Ющенко, по идее, должен обратить внимание на давно зафиксированные массовые нарушения прав человека в Туркменистане.  Но вот в заявленной повестке дня переговоров украинского и туркменского президентов это вопроса пока не значится.

Более того, похоже, визит президента Украины, если и затронет, помимо решения вопросов экономического взаимодействия двух стран, каким-то образом и плоскость политики, то только в выгодном для С.Ниязова. В характерном для него стиле шантажа интересов одних стран интересами других стран. Иными словами, столкнуть лбами других – это его любимое занятие.  

Речь идет о том, что, судя по всему, Украина, Германия и Польша намерены создать объединенный торговый дом для продажи каспийского (читай: туркменского) газа в страны Западной Европы. Очень скоро в Киеве состоятся трехсторонние переговоры, на которых Украина, Германия и Польша обсудят детали соглашения. Именно вопросы закупки газа у Ашхабада, похоже, и сеть побудительный мотив визита В.Ющенко в Туркменистан.

Украина сегодня – крупнейший потребитель туркменского газа (в последние годы 30-35 млрд. кубометров в год). Теперь же украинская и туркменская стороны, видимо, окончательно согласовали и подготовили к подписанию в ходе визита новый многолетний (25 лет?) контракт по поставкам туркменского газа в Украину.

Но как же в этом случае выполнение Ашхабадом взятых на себя ранее обязательств по поставкам туркменского газа в Россию? Туркменистан в одностороннем порядке с начала текущего года прекратил эти поставки. Мотивируя это необходимостью пересмотреть закупочные цены на свой газ в сторону увеличения.

Кроме того, было бы вообще очень интересно знать, как это Украина, Германия и Польша без России собираются создавать торговый дом по продажам туркменского газа, если, минуя трубопровод по территории России, этот газ в Украину доставить невозможно? С трудом верится, что даже немцам удастся, образно говоря, выкрутить руки Москве, чтобы реализовать тройственный проект без учета российских интересов.

Так что, данный проект, старт которому, по-видимому,  хотят дать в ходе визита В.Ющенко в Ашхабад, пока выглядит более как инструмент некоего политического маневрирования и зондирования, как со стороны Киева, так и Ашхабада. И даже больше со стороны Ашхабада, потому как С.Ниязову не впервой осуществлять такие политические спекуляции.  Вспомним, хотя бы, помпезный старт канувшего в лету проекта транскаспийского газопровода. Или мыльные пузыри вокруг проекта газопровода через Афганистан в Пакистан.

А мы зададимся вопросом:  так вспомнит ли президент Украины в ходе своего визита в Туркменистан о массовых нарушениях прав человека в этой стране? Пожурит ли хотя бы он своего нового «друга» С.Ниязова (а тот уже набивается в друзья) по этому поводу? Или вся эта оранжевая революция (к которой испытывал симпатии и автор), смелые заявления украинского министра иностранных дел – это только внешний антураж новой демократической власти в Киеве? А все останется также, как и раньше, лишь бы решить какие-то корпоративно-частные интересы, пуская даже здороваясь за руку с кровожадным диктатором?

На очень много может открыть глаза предстоящий визит президента Украины в Туркменистан.