Юрий Крупнов, ИА «Росбалт»

Последняя опора постсоветской цивилизации

Стремительные изменения режимов в кольце постсоветских государств комментируются очень по-разному. Несомненно лишь, что мы наблюдаем распад остатков постсоветской империи на фоне неспособности России предложить новые привлекательные интеграционные идеи. Насколько привьется западная идеология на постсоветско-азиатском стволе и какие плоды вырастят новые «мичурины» на этом чудо-дереве? Это мы узнаем еще не скоро. Однако, уже сегодня многие задумываются над тем, что, возможно, китайский путь к счастью был бы более органичен для евразийской России и соседних государств.

Между тем, под западным боком у России есть свой «маленький Китай». Многократно обсмеянный «батька» Лукашенко по сути следует тем же путем, что и Китай. Однако, если Запад вынужден примириться с собственным путем Китая, то в отношении Белоруссии проявлять терпимость желающих нет. Сумеет ли Белоруссия сохранить свое лицо и свою дорогу, или и она скоро будет сметена вихрями «демократизации»? На эту тему размышляет постоянный автор ИА «Росбалта» Юрий Крупнов.

*   *   *

Республика Беларусь на данный момент является безусловным лидером на пространстве бывшего СССР. Даже те, кому не нравится политический режим в Беларуси или её президент, не могут не признать очевидный факт: в отличие от всех других бывших республик СССР, Беларусь под руководством Александра Лукашенко сумела сохранить достижения советского периода и организовать осторожную и осмысленную переорганизацию экономики и социальной системы.

Уже в следующем году экономика Беларуси выходит на показатели БССР 1990-го года (в РФ это предполагают сделать лет через 10-15). Доля машиностроения и «хай-тека» в экспорте и ВВП превышают соответствующие показатели Российской Федерации в несколько раз. В республике сохранены в целом сеть образовательных и медицинских учреждений, бережно поддерживается базовая инфраструктура, воспроизводится и постепенно наращивается имеющееся хозяйство.

Неброская, но основательная и располагающая к себе мудрость белорусов и их поистине народного президента видна буквально во всём. Так, показательно, что своим Днём Независимости белорусы выбрали (именно выбрали — на референдуме 24 ноября 1996 года) не какую-либо дату распада России или СССР, а 3 июля — день освобождения в 1944 году советской Белоруссии от гитлеровских захватчиков. В Российской же Федерации, как и в большинстве так называемых новых независимых государств, «днём независимости» был определён и ныне пышно празднуется под именем Дня России день, который положил начало развалу СССР, — 12 июня 1990 года была принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Или другой пример: нашумевшее заявление Александра Григорьевича Лукашенко о том, что с рекламных щитов в стране следует напрочь убрать лица западных див и заменить их лицами белорусских девушек. Сказал: сделайте свою рекламу, с нашими гражданами! У нас женщины красивее, чем во Франции и Германии! — это эмоциональное пояснение президента, понятное дело, СМИ во всём мире многократно обыграли в ироничных тонах. А большинству белорусов понравилось, и они в очередной раз сказали, что «батька» тут прав.
Результаты мудрого и сердечного отношения к своей стране налицо: в республике отсутствует какое-либо серьёзное противостояние в гражданской, этнонациональной или религиозной сфере, в стране порядок, люди достойно живут и имеют работу, социальных и иных провалов нет.

Именно лидерство и подлинная независимость Республики Беларусь делают её последние десять лет объектом всевозможных нападок и подрывной работы со стороны Запада. А в последние полгода, после событий на Украине и, теперь вот, в Киргизии, превращают братскую нам страну в последнюю на постсоветском пространстве крепость: уж если и в Беларуси беда случится, то это станет безусловной катастрофой для Российской Федерации.
Именно поэтому хотелось бы указать на ряд проблем, которые следует анализировать и решать сейчас, чтобы Беларусь не оказалась очередной Киргизией или Украиной.

Прежде всего, считаю, что самой большой проблемой Республики Беларусь является достигнутый в ней порядок и общая стабильность. Опыт «оранжевых революций» показывает, что в основе организуемых в так называемых новых независимых государствах СНГ переворотов лежит потрясающая в своей наивности уверенность правящего режима в том, что, мол, уж у нас-то такого не случится. Сейчас не хочется давать ссылки на январские и февральские высказывания Аскара Акаева и его окружения, но они поражали и поражают своей неспособностью видеть очевидное.

Дело здесь вовсе не в какой-то недальновидности правящих лиц. Дело в том, что за чередой переворотов стоят принципиально новые парамилитарные (т.е. полувоенные) технологии политического действия, а за ними — более чем полувековой опыт США, Израиля и Великобритании. Упрекать высших чиновников из окружения президентов за то, что они не видели прямой опасности, означает в наши дни примерно то же самое, что упрекать зулусов в отсутствии представления о контроле за ними со спутников из космоса.
Давно понятно, что мы имеем дело с особыми «неправильными» войнами. Сразу после трагедии Беслана в прошлом году о войне сказал и президент России. Но это всё до сих пор кажется метафорами и никто не желает смотреть в глаза реальности вот уж как два года идущей очередной войне (подробно описана здесь и в книге «Гнев орка»).

Новые технологии войны основаны на всего лишь одном фундаментальном открытии последних примерно двадцати лет: неподготовленное сознание не только формируемо телевидением в заданном направлении, но и может в нужный момент вводиться в абсолютно неустойчивое состояние.
Это можно назвать феноменом мерцающих сознаний , когда в человеке буквально взрывают имеющуюся идентификацию и позицию с помощью особого оружия, поражающего сознание (так называемое консциентальное оружие). Причём, это касается как масс, так и ответственных товарищей, которые в один момент превращаются в не просто бесполезных функционеров, но и в лиц, принимающих нужные организаторам революций решения.

Впрочем, всё это не место здесь подробно расписывать. Попытаемся показать те узкие места, которые необходимо максимально быстро расшить в Беларуси.
Во-первых, нестабильность в Российской Федерации, союз с которой является стратегическим и безусловным выбором белорусского народа и руководства республики. Проблема здесь в том, что верный курс Беларуси натыкается на хаос во власти Российской Федерации. Отсюда следует вывод: Республика Беларусь должна полагаться, прежде всего, на саму себя.

Во-вторых, соседская близость к развитой цивилизации и соблазны Европейского Сообщества. Пожившие люди прекрасно понимают, что не всё золото, что блестит, и что европейское благополучие никогда и ни при каких условиях не распространится на Беларусь. Но как объяснить эти более чем правильные и очевидные вещи молодому парню или девушке, которым чуть ли не ежедневно приходится сопоставлять свою и европейскую жизнь?
Победить эту зависть можно только одним: выделением для самых талантливых и энергичных молодых людей республики зон быстрого и перспективного роста, своего рода коридоров развития.

В-третьих, недостаток философии диалога. Сам А.Лукашенко гибок и внимателен к переживаниям людей. Это показала, например, недавняя ситуация вокруг резкого изменения системы взимания НДС. Предприниматели были возмущены, но президентом был проведён с ними открытый диалог, информация о котором по распоряжению Лукашенко была полностью (на нескольких больших газетных страницах!) опубликована в центральной печати.
Вместе с тем, создаётся впечатление, что оформленной и полноценной системы диалога в целом нет. Нет переговорных площадок и интересных систем коммуникаций. Нужна новая философия партнёрства и диалога, в окружении президента нужны новые люди, способные быстро выстраивать и разворачивать диалоги и переговорные процессы.

В-четвёртых, отсутствие ясной программы развития республики. Здесь особенно отрицательную роль, как это ни парадоксально, играет достигнутая стабильность и тщательно отстроенная уникальная система воспроизводства хозяйства и социальной системы.
Отсутствие развития, даже при правильно налаженной в целом жизни, формирует у молодёжи ощущение скуки и тупика. Возникают настроения, которые опираются на реальные и надуманные проблемы страны, и которые, при правильно организованной работе с сознанием молодёжи, очень легко перевести в ненависть к стабильному режиму и президенту.

И это легко объяснимый феномен в условиях, когда сама политика за последние десятилетия отодвинута куда-то к сфере шоу-бизнеса (и В.Жириновский здесь пример), да и культивирование рыночного тоталитаризма построено на том, что потребителя с ранних лет приучают каждый день выкидывать старое, меняя его на новое.
В ситуации голода у молодёжи на новое и на динамичные образы даже такой серьёзный политик, как Лукашенко, в восприятии молодёжи может оказаться привычным, замыленным и надоевшим. Разъедающая мощь моды приводит к тому, что сама серьёзность и безусловная забота о стране будут восприниматься (как это бывает у подростков в семьях) не как сердечная забота, а как надоедливая и даже оскорбительная опека.

Есть и ещё ряд узких мест. Но и из уже перечисленных становятся понятными те типовые ошибки, которые уже совершаются и могут и дальше совершаться правящим классом Беларуси.
Первая ошибка, это попадание в ловушку ложного выбора между жёсткостью или мягкостью власти по отношению к так называемой оппозиции . Для сброса режима разыгрывающим очередной переворот сгодится любой стиль действия официальных властей по отношению к неформалам. Главное для переворота — это вогнать режим в клинч с оппозицией. И все высшие чиновники, надувая щёки, до сих пор прекрасно подыгрывают организаторам переворотов.

Вторая ошибка состоит в том, что ситуация в стране обычно сводится к вопросу о власти. Тут фатально действует знаменитая ленинская мысль о том, что главным вопросом любой революции является вопрос о власти. Революции — да. А вот тем, кто спасает страну и режим, впадать в навязываемый вопрос о власти равносильно самоубийству.

Третьей ошибкой является привлечение к защите режима политтехнологов. Этот род специалистов в ситуациях «оранжевых революций» не просто бесполезен, но и является идеальным орудием заставлять власть совершать первую и вторую ошибки. И это неудивительно: ведь политтехнологии существуют для захвата или защиты власти и фигур во власти, а не страны (см. ошибку 2), и применяются в ситуации противостояния нескольких фигур, претендующих на власть (см. ошибку 1), когда производится драматизация событий в плоскости драки за власть. Поэтому политтехнологи оказываются, даже когда не желают того, лучшими друзьями организаторов революций.

Все эти три ошибки сводятся к одному. В острой ситуации режим принимает правила игры своих и чужих технологов и бросается в знакомую и сладкую для них борьбу за власть с оппозицией. Как показывают события на Украине и в Киргизии, увлечённые и разгорячённые этими играми функционеры от народа и от номенклатуры в самый критический момент могут объединяться или резко менять свои окрасы и сбрасывать режим.

Тайна же сохранения страны и стабильности в стране лежит в совсем другом пространстве — не в схватке за власть, а в организации развития страны. Именно в пространстве и системе развития наиболее энергичная и перспективная молодёжь только и может найти себя. Правильно определённое движение Республики Беларусь в будущее, с опорой на молодёжь, когда каждый молодой человек получает реальную возможность увидеть себя активным строителем и хозяином новой будущей Беларуси, — вот внешне очень простой секрет того, как сохранить лидерство Беларуси и не отдать республику на заклание в качестве очередной жертвы.

...Деваться Беларуси сегодня некуда. На Западе смерть. А в России пока что тоже гибельная пучина, чёрная дыра неопределившегося и в целом деморализованного правящего класса. Выход у Республики Беларусь один — с опорой на собственные силы совершать дерзкий и абсолютно непросчитываемый никем прорыв: от воспроизводства остатков советского прошлого к построению среднеевропейского «тигра», своего рода «Ирландии-2» посреди Европы, а не на Британских островах.

Найдётся вокруг Александра Лукашенко несколько человек, которые окажутся в состоянии составить команду развития страны, — значит, Беларусь останется Беларусью и не станет Киргизией или Украиной.