Возможен ли социальный взрыв в России?
Александр Иванов

Возможен ли социальный взрыв в России?

Весной 2005 года в Москве состоялся круглый стол «Россия  - социальное государство. Декларации, реальность и перспектива», участники которого обратились к президенту и правительству России

Круглый стол, организованный движением «Россия» под патронажем бывшего спикера Государственной Думы Геннадия Селезнева, остался почти незамеченным  в СМИ и тем более представителями властей. Хотя на этом мероприятии обсуждалась одна из самых «горячих» тем социального взрыва, и не самый благополучный для Кремля вариант развития событий в России. Практически все выступавшие говорили об усилении социальной напряженности в стране, что  является следствием неэффективной социальной политики, за которую отвечают государственные структуры.

Федеральная служба статистики сегодня свидетельствует:  численность малоимущего населения, которое имеет доход на душу населения ниже величины прожиточного минимума, установленного по России в целом, составила в 2004г. 25 с половиной миллионов человек или 17,8% всего населения страны. Но даже эти средние цифры не раскрывают истинного положения дел  с решением проблемы бедности. Так, по сведениям Федерации независимых профсоюзов России, во многих регионах страны общая численность людей, имеющих доходы  ниже прожиточного минимума, составляет от 40 до 60 процентов населения субъекта федерации. Другими словами,  каждый второй в Росси – бедняк, вынужденный  зачастую отказывать во многом себе  и близким.

Потребительская корзина, на основании которой рассчитывается (кем и как рассчитывается? – авт.) прожиточный минимум, все больше отклоняется от реальных величин почти в 2 раза. По прогнозам специалистов, в случае законодательного пересмотра величины потребительской корзины в нынешнем году можно ожидать, что уровень бедности в России увеличится примерно на 8-12%.

В России по-прежнему сохраняется поразительная и неоправданно высокая дифференциация  в доходах различных социальных групп. В частности, в феврале 2005 года на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения приходилась треть общего объема денежных доходов, а другие 10% наименее обеспеченного населения довольствовались всего 2 процентами дохода. Возрастающее из года в год социальное  неравенство в российском обществе констатирует и Минфин РФ. Если в 2001 году богатые были богаче бедных  в 10 раз, то в 2002г. -  в 13 раз, в 2003г. – в 14,  а в 2004г. – в 15,2 раза. Причем, в структуре населения с низкими доходами преобладают работники организаций бюджетной сферы и пенсионеры.  

На фоне этого происходит хроническое недофинансирование отраслей социальной сферы – здравоохранения, образования, науки, культуры и других. Тенденция  к переводу социальных услуг на коммерческую основу. При этом в социальной отрасли сосредоточено около трети всего бюджета России. По оценкам специалистов, в этой области монополистами могут стать 15компаний. Уже четвертый год в России не индексируется максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, не предусматриваются средства на повышение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сегодня в России пособие на ребенка составляет около 70 рублей, то есть чуть больше двух американских долларов в месяц, что совершенно справедливо воспринимается населением как издевательство государства над своими малолетними гражданами.

Как считают социологи, в стране активно создаются различные накопительные и стабилизационные фонды, но это происходит за счет уровня жизни россиян -  в основном пенсионеров и служащих государственного сектора, на которых вообще сегодня смотрят как на неудачников. По данным ученых, как минимум, одна треть российских пенсионеров оказалась сегодня за чертой бедности. Возможно, в реальности эти цифры еще больше. По последним прогнозам, инфляция «съест» выплаты, назначенные льготникам по монетизации, которая сойдет на нет.

«Все делается в пользу роста доходов тех, кто  уже получает огромную прибыль. Необходимо менять либо социальное направление, либо Конституцию. Иначе в России наступит хаос, мрак и торжество темных сил. В России существует чудовищное неравенство. В Нижнем Новгороде реальный прожиточный минимум составляет 3,5-4 тыс. рублей, вместо  «официальных» 2300 руб.

«На этом фоне вступление  в силу скороспелого, сырого  и непродуманного закона о монетизации льгот вполне закономерно привело к массовым демонстрациям в большинстве регионов России, - говорит один  из экспертов, к которым обратились журналисты «Сегодня». – Можно прогнозировать, что и новый Жилищный Кодекс еще более усилит социальную напряженность в обществе. Новый Кодекс значительно увеличивает и без того непосильную для многих граждан   плату за услуги ЖКХ». Вывод из того, что происходит, можно сделать только один – государство не обеспечивает  в достаточной степени конституционные права и гарантии граждан России, а сам курс правительства неумолимо ведет  к социальному взрыву в обществе, избежать которого можно только  в случае радикальных перемен во внутренней политике государства.

По мнению участников круглого стола изменить ситуацию можно восстановив деятельность Совета по социальной политике при президенте России, который бы давал оценку проводимым в стране социальных реформам и их соответствие правовым нормам. Предлагается рассмотреть на заседании Государственного совета России разработанную учеными новую Концепцию социального государства Российской Федерации и меры по ее реализации. Чтобы исправить ситуацию, правительство должно в ближайшее время разработать  и внести в Федеральное Собрание блок законопроектов,  конкретизирующий такие приоритеты социального развития общества.