Роль Пекина в «тюльпановой революции»
Искандер Алиев

Роль Пекина в «тюльпановой революции»

Неоднократно высказанные на нашем сайте предположения о том, что Китай всячески будет наращивать и  диверсифицировать формы своего активного присутствия на территории стран Центральноазиатского региона, подтверждаются. Причем, по срокам даже более быстрее, чем предполагалось.

31 мая официальный представитель МИД КНР сообщил, что Китай может направить войска в Киргизию. За день до этого появилось заявление  и.о. президента Киргизии Бакиева о том, что  официальный Бишкек согласился на размещение на своей территории войск Организации Договора о коллективной безопасности, в котором лидирует Россия и войск Шанхайской организации сотрудничества, ведущими членами которой являются Россия и Китай.

Комментарии, как говорится, излишни. Вот вам и ответ на все измышления о мифической «ведущей и направляющей роли США» в событиях, повлекших за собой смещение бывшего президента Аскара Акаева и приход к власти в результате местной революции новой администрации Бакиева-Кулова.  Тут уж вполне уместнее было бы, скорее всего,  порассуждать о роли Пекина в происшедшей «революции».

Вообще, Пекин делает выверенные стратегические шаги по закреплению на своих плацдармах в Центральной Азии. Два же последних его шага – громкий контракт по китайским инвестициям в экономику Узбекистана и нынешний возможный ввод китайских войск на территорию Киргизии – это свидетельство решительного попорота руководства КНР к овладению стратегическим пространством Центральной Азии. Ни больше и не меньше.

В этой ситуации поразителен не сам факт будущего китайского военного присутствия в Центральной Азии, а поведение новой администрации в Бишкеке. Вполне естественным и пристойным, даже целесообразным представлялось военно-политическое усиление (как Киргизии, так и всей организации в целом) силами  ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности). Уместно было бы напомнить, что в ОДКБ входят исключительно государства-участники СНГ. Создана была ОДКБ в целях обеспечения безопасности каждой страны СНГ коллективными силами других участников. Это логично и понятно. Но не укладывается в логику системы безопасности в Центральной Азии появление на территории Киргизии войск такой страны, как Китай. Китай  только недавно вроде бы урегулировал (с большой пользой для себя, пометим) пограничные вопросы с Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Но не стоит забывать, что происшедшее в результате этого урегулирования способно только разжечь аппетиты нового «Большого Брата». Который внутри своей собственной страны  всячески подпитывает сотни миллионов своих граждан (особенно, молодых)  ностальгией по  «временно утраченным китайским территориям» (весьма похожим на географические контуры Центразии, и не только) и надеждой на их скорое возвращение в состав «Поднебесной».  

Поразительно и другое. Именно территориальные уступки Китаю со стороны бывшего киргизского президента А.Акаева были одним из главных обвинений в его адрес со стороны победившей и пришедшей к власти киргизской оппозиции. По-видимому, впуская на территорию своей страны китайские военные подразделения, г.г. Бакиев и Кулов нашли весьма своеобразную формулу «восстановления справедливости». Конечно, если этот вопрос все еще стоит в повестке дня у новой администрации в Бишкеке.  

Со своей стороны Китай, который давненько не вводил свои войска на территорию других пограничных стран после его военной агрессии по отношению к Вьетнаму в 1979 году,   блестяще решает и другую свою задачу – облегчение условий для уничтожения уйгурских повстанцев (по терминологии Пекина – уйгурских террористов и сепаратистов) в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая.  Помимо того, Китай добился и некоего паритета между своим и американским военным присутствием в Китае.

Но любопытно было бы получить квалифицированный ответ: насколько это будет выгодно не сие минутным (хотя, думается, они и не проглядываются вовсе), а долгосрочным российским интересам  в Центральноазиатском регионе в целом и в Киргизии – в частности?  Консультировался ли Бишкек по этому поводу с Кремлем и другими участниками ОДКБ?  Ответы на эти вопросы, думаются, способны расставить все точки над «i». А, может быть, мы станем свидетелями зарождения новой геополитической конфигурации на евразийском пространстве?


Не исключено, что при выборе своего вышеупомянутого решения Бишкек руководствовался известной пословицей - «умный теленок двух маток сосет».  В таком случае, уместно напомнить и другую пословицу: «У семи нянек дитя без глазу».