Анна Пономарева

Торг Эрдогана

Вступление Финляндии и Швеции в НАТО затягивается

Разрекламированный процесс вхождения Швеции и Финляндии в НАТО затягивается, более того, его финал отодвигается на неопределенную перспективу. Желание Вашингтона как можно скорее сдвинуть натовское кольцо к границам России, сломив сопротивление скандинавских «пацифистов», разбивается об упрямство турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. И все свидетельства о конфронтации с Россией, которые демонстрируют миру Швеция и Финляндия, явлены впустую. Не помогает и подобострастное разрешение Швеции, которая всегда славилась своими пацифистскими заявлениями, провести учения альянса на своей территории. Не влияет на быстрое вступление и недавно анонсированная готовность Финляндии разместить 64 истребителя F-35 в 150 километрах от российской границы в городе Рованиеми.

В общем, во всем виноват Эрдоган. Этот политик пытается собрать как можно больше бонусов от сложившейся ситуации и получить карт-бланш на любые действия Анкары в свете военной операции на севере Сирии против курдских сил, которые «крышует» Вашингтон. И его не смущает, что вето Турции на вступление Финляндии и Швеции в НАТО ослабляет позиции альянса.

Переговоры финской и шведской делегаций с властями Турции прошли не на ожидаемом уровне, объявил Эрдоган, признав эти государства «нечестными и неискренними». Более того, по словам турецкого лидера, до тех пор, пока он президент страны, Анкара не одобрит вступление в НАТО стран, «поддерживающих терроризм» в лице курдских формирований.

А ведь еще совсем недавно представитель Эрдогана Ибрагим Калын сообщал о том, что Анкара согласна пересмотреть свою позицию, как только будут выполнены ее требования: экстрадиция в Турцию членов Рабочей партии Курдистана и закрытие всех организаций, связанных со структурами, которые Анкара считает террористическими. Да, как утверждали западные СМИ, ссылаясь на дипломатические источники, переговоры были непростыми, стороны «мало продвинулись» и не достигли явного прогресса, однако проблема вполне решаема.

Теперь, в связи с новым заявлением Эрдогана, который всем своим видом демонстрирует миру свою глубокую обиду и готовность на открытый демарш, подобный оптимизм имеет под собой все меньше и меньше оснований. К тому же турецкий лидер слишком уж интенсивно раскачивает натовскую лодку. К спору уже подключились Германия, которую не устраивает турецкая интервенция в Сирии, мол, еще одна крупномасштабная операция в регионе таит в себе потенциал эскалации разногласий между Турцией и ее партнерами по НАТО, и Греция – исторический антагонист Анкары. Афины и вовсе попросили Вашингтон отказаться от поставок вооружений в Анкару на фоне участившегося нарушения греческой границы турецкими ВВС.

Впрочем, турецкий лидер прекрасно знает, как надавить на больное место. Он уже договорился о телефонных переговорах с российским президентом Владимиром Путиным, которые назначены на завтра, создавая таким образом своего рода интригу. А это, учитывая отказ Анкары участвовать в антироссийских санкциях, следуя своим национальным интересам, является самой что ни на есть красной тряпкой для Вашингтона и союзников. Как известно, «дружба» с Москвой – весьма мощный раздражитель.

Неслучайно в Вашингтоне считают, что в определенных ситуациях можно и плюнуть на свою репутацию, отбросив в сторону рудиментарный лозунг «Не могу поступиться демократическими принципами». Особенно, когда шведские и финские избиратели страдают от страхов перед «агрессией» Москвы, усердно культивируемых на протяжении последнего времени в скандинавских странах.

В Финляндии, например, наблюдается самая настоящая паника по поводу планов Москвы «вернуть» Хельсинки. Местные СМИ ежедневно пугают сограждан рассказами о боеготовности РФ и утверждают, что единственная надежда сегодня – на НАТО. А вступление в альянс – самая настоящая панацея от всех бед. И не важно, что придется экономить на электроэнергии и газе из-за разрывов контрактов с Россией, терпеть присутствие назойливых и беспардонных американцев на своей территории и тратить средства на вооружение. Главное – оказаться за «спасительным» щитом.

В то же время для скандинавских стран удовлетворение требований Эрдогана – публичное унижение. И на этот шаг еще нужно решиться. А пока они думают над этой проблемой, надеясь, что остальные члены альянса охладят пыл обнаглевшего турка, время идет. И это время работает на Россию.