Джафар Исмаилов

Надо ли России ссориться с Западом из-за Узбекистана?

Внешняя политика России, как представляется, сегодня проходит еще одно испытание. В узком смысле слова – на центральноазиатском направлении, в широком смысле – в отношениях с США и странами Европы. Казалось бы, все предпосылки быть крайне осторожными не только в дипломатических шагах, но и  в высказываниях были налицо. Устроенное узбекским режимом кровоиспускание, абсолютно неадекватное характеру и масштабам данного мятежа, - было резко осуждено Европейским Союзом, менее резко – но тоже осуждено со стороны США.  Вокруг событий в Андижане накопилось столько противоречивой информации, столько непонятного и ужасного – казалось бы, сам официальный Ташкент должен был быть заинтересован в независимом расследовании, способном снять с него сгущающиеся ныне подозрения, которые могут свестись к обвинению в акте геноцида по отношению к собственному народу.

Увы, верный своей позиции считать себя абсолютным носителем истины, узбекский режим практически закрыл расследование происшедшего в Андижане. Туристическая поездка некоторых послов (которых не допустили к общению с андижанцами), некая рабочая группа по мониторингу из аккредитованных в Ташкенте послов (в которой не представлены послы именно тех стран, которые сегодня не верят внутреннему расследованию андижанских событий самим Ташкентом) – на негативную позицию мирового сообщества не повлияли. Запад все более настойчиво требует широкого международного расследования происшедшего в Андижане. В ответ узбекское правительство не нашло ничего другого, как отказать во въезде в страну представителям международных организаций.  И уже не кажется абсурдным, что комиссия ООН по расследованию андижанских событий прибывает в … Киргизию, чтобы расспросить находящихся там узбекских беженцев.  Можно быть уверенными, что сегодня - завтра могут быть осуществлены попытки воспрепятствования встречам ооновцев с узбекскими беженцами.   Слишком о многом они могут, видимо, рассказать, - и не в пользу узбекского режима. Может быть, этого-то Ташкент и боится больше всего.

В данной ситуации руководство Узбекистана не только загоняет себя в патовую ситуацию, но и оказывает «медвежью» услугу своим союзникам.  Даже в  Кремле вынуждены были поверить объяснению Ташкента о  "достоверной информацией об иностранном следе в андижанских событиях». Правда, Ташкент, похоже, не назвал источников.  А Москва постеснялась спросить о них?

Более того, министр обороны России Сергей Иванов, выступая на заседании Совета Россия - НАТО, заявил о том, что руководство России располагает «достаточно достоверной информацией: все то, что произошло в Андижане, было инспирировано именно с территории Афганистана. Группа вооруженных боевиков исламистских организаций, в том числе и талибов, давно готовила вторжение в Узбекистан…"  

Если министр располагает данной «достоверной информацией», почему бы ему сразу не озвучить ее в формате НАТО, чтобы сразу снять все вопросы?  Или, все-таки, в достоверности информации сомневается сам министр? Нелепость ситуации осложнилась и тем, что, походя, было оскорблено и руководство Афганистана, крайне резко, в ответ, выразившее свое негодование по поводу такого заявления.  

Между тем, такого рода заявления российских политиков если и ублажают слух – то только узбекского руководства. Недоумение и обида на Москву – вот реакция простого народа этой страны. Об этом прекрасно знают в российском посольстве в Ташкенте. Но, увы, похоже, в России тоже усваивают один из принципов американской внешней политики о «сукиных сынах, но наших сукиных сынах».  Как - то все в России вдруг забыли, что мятежники в Андижане обращались с просьбой к российскому руководству стать посредником в переговорах между ними и узбекским режимом. Как все просто – не замечать истинных настроений близких по духу и ментальности народов, которые с русскими и Россией почти два века были объединены одной исторической судьбой.

Только время на дворе   – другое.  Благодаря независимым СМИ и Интернету о том, что действительно происходило в Андижане, стало известно не только миру, но и самим узбекистанцам.  Узбекистанцы ждут от России более объективного взгляда не только на андижанские события, но и на положение в Узбекистане в целом.  В этой связи зададимся вопросом: надо ли России ссориться с Западом, надо ли и далее в сердцах и душах населения Узбекистана сеять семена горькой обиды и разочарования в политике руководства России?  

Наверное, уже все понятно, почему Ташкент противится международному расследованию андижанских событий – такое расследование способно открыть и жуткие подробности происшедшего, в том числе, и не красящие узбекское руководство. Но нужно ли Москве так безоговорочно поддерживать позицию руководства Узбекистана – это, все-таки, предмет для дискуссий о более взвешенном подходе к данному вопросу.