Андрей Надеждин

Москва и Киев испытывают отношения на прочность

Оценивая перспективы развития российско-украинских отношений накануне и после победы «оранжевой революции», наблюдатели единодушно указывали на то, что в случае прихода к власти команды В.Ющенко многие некогда острые и казалось бы благополучно разрешенные проблемы, вновь окажутся на повестке дня. Спустя полгода после инаугурации В.Ющенко, можно смело утверждать, что ревизия ранее достигнутых договоренностей и соглашений по многим вопросам становится основной тенденцией в двусторонних отношениях. При этом наиболее громкие конфликты имеют место, пожалуй, в главной сфере взаимного интереса, также некогда являвшейся источником скандалов и разногласий, – в энергетике. Еще памятен так называемый «бензиновый» кризис, вызванный действиями кабинета Ю.Тимошенко, попытавшегося административными мерами регулировать цены на бензиновом рынке и ответными действиями российских трейдеров, как к нему добавился  новый конфликт - на этот раз в  газовой отрасли.  

В марте Газпром  предъявил претензии Украине, фактически заявив о том, что 7,8 млрд кубометров газа отсутствуют в украинских хранилищах, хотя должны там находиться. Позднее выяснилось, что газ все-таки в наличии имеется, однако есть технические проблемы с его выкачиванием. При этом, естественно, встал вопрос о его оплате. Руководство «Газпрома» предложило выбор: засчитать этот объем  в качестве оплаты за транзит российского газа в Европу по территории Украины,  либо рассчитаться за газ по ценам, установленным, например, для Словакии. Оба варианта грозят Украине серьезными негативными последствиями. В первом случае уже в будущем году украинская экономика может столкнуться с дефицитом газа, во втором – с необходимостью изыскать и направить значительные финансовые ресурсы на оплату российского газа по ценам, приближенным к мировым.

Независимо от того, каким образом будет поставлена точка в этом противостоянии, думается, что  конфликт исчерпан на этом не будет. Судя по всему, в Кремле взят курс на выработку нового формата отношений с Украиной, на новых принципах, учитывающих сложившиеся реалии. Действительно, было бы совсем нелогично продолжать относится к режиму В.Ющенко точно также, как до этого к Л.Кучме и В.Януковичу, которые, напомним, дали «добро» на создание выгодного Москве газового консорциума и вообще демонстрировали совсем иное отношение к России. Вероятно, одним из проявлений этой новой российской политики является и жесткая позиция Туркменистана  о необходимости оптимизации системы оплаты за поставляемый на Украину газ и снижения объемов газа, оплачиваемого в рамках зачетных бартерных схем. Скорее всего, в дальнейшем следует ожидать новых шагов со стороны российских компаний, направленных на изменение условий сотрудничества в энергетике, также например, предложения о переход на полностью денежные расчеты за газ.

Косвенным подтверждением этого, может служить необычная активность кабинета Ю.Тимошеко на этом направлении. Так, в начале июня  стало известно, что украинский премьер-министр вела переговоры с французской компанией «Gaz de France» о строительстве газопровода из Туркмении и Ирана по территории Украины. Проект сколь амбициозный и масштабный, столь и эфемерный. Просто невозможно удержаться от ассоциаций с другим детищем украинской государственности, пожелавшей диверсификации поставок энергоносителей любой ценой – нефтепроводом «Одесса-Броды».

На этом фоне позиции «Газпрома» особенно после соглашения с немецким BASF о строительстве Северо-Европейского газопровода  выглядят гораздо более прочными. Этот проект чрезвычайно важен для европейских потребителей, в нем очень заинтересована Германия. Его технико-экономическое обоснование не вызывает никаких сомнений, пройден самый тяжелый этап проектировки и согласований. И теперь, фактически, ничто не препятствует реализации данного проекта. Ввод в строй этого газопровода многократно усилит позиции России на переговорах с Украиной по проблеме газового транзита, лишив последнюю ее главного козыря - безальтернативности маршрута отправки основных объемов газа на экспорт.

Уже то, что Москва впервые, пожалуй, решилась задействовать главный свой внешнеэкономический ресурс и привела в движение огромный экономический механизм само по себе событие примечательное. Ведь разве все мы не привыкли на протяжении уже многих лет, просматривая новости, про себя или вслух задаваться вопросом, почему мы должны терпеть в международной политике такое отношение к себе со стороны тех, кто от нас почти всецело зависит?

Действительно, в случае с Украиной невозможно избежать соблазна увидеть во всем этом «газовом» противостоянии исключительно политический подтекст. И представить ситуацию, как попытку Москвы надавить на строптивый Киев, продемонстрировав свои возможности. Однако до выборов в Верховную Раду еще далеко и делать такой вывод было бы все же преждевременно. Вместе с тем, складывается ощущение, что  отношения двух государств и конфликты между ними начинают все больше напоминать обычный спор «хозяйствующих субъектов». И возможно в этом и не следует пытаться увидеть нечто большее. Так сказать, только бизнес и ничего личного. В любом случае, последующее развитие событий безусловно даст нам ответ и на этот вопрос. Ждать осталось не долго.