Виктор Цукер, ИА «Росбалт»

Сизифов труд буржуазии

Лоббистские возможности российских олигархов порой кажутся безграничными. Кажется очевидным, что новая русская буржуазия приложила руку к принятым в весеннюю сессию Госдумой законам об отмене налога на наследование и дарение, а также о сокращении срока исковой давности по приватизационным сделкам. Однако многие эксперты уверены, что последние усилия олигархов на ниве законотворчества могут оказаться сизифовым трудом.

В июне 2005 года в соответствии с апрельским посланием Президента Владимира Путина Федеральному Собранию Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, отменяющие налог на наследство, а заодно и налог на дарение для близких родственников. В июле в рекордно сжатые сроки парламентарии одобрили поправки в Гражданский кодекс, сокращающие ср4ок исковой давности по ничтожным сделкам с 10 до 3 лет. Под действие закона попадают сделки приватизации жилищного фонда, государственного и муниципального имущества.

По мнению председателя попечительского совета Института проблем глобализации Михаила Делягина, принятые законы по сути своей отстаивают интересы крупного бизнеса, а не большинства россиян: «Наиболее ярко об этом свидетельствует принятие закона об отмене налога на дарение. Дарение — классический способ отмывания денег. Когда я не хочу платить налоги и афишировать свою зарплату — я оформляю дарение».

Как известно, основные российские активы обрели новых хозяев в первой половине 1990-х годов — в период, который принято называть «бандитским капитализмом». Через десять лет выросшие в таком капитализме олигархи стали тяготеть к более открытому и цивилизованному ведению дел. Отведенные законом три года на срок претензий по приватизационным сделкам фактически означают выдачу государством индульгенции на беспредел, творившийся в начале-середине 1990-х. Все теперь окончательно легализованное имущество при желании можно наследовать и дарить бесплатно: первая волна российских олигархов, которой в период массовой приватизации было 45-50 лет, сейчас уже постепенно отходит на достойный отдых, уступая место молодым. Встретить старость в роскошном особняке на Рублевке как-то спокойнее, если он находится в личной собственности, да еще и без уплаты налогов.

Отмена налога на имущество, переходящее в порядке наследования, в немалой степени выгодна самим депутатам Госдумы, считает начальник аналитического отдела NetTrader.ru Александр Потавин: «Ни для кого не секрет, что «слуги народа» — небедные люди. Среди них достаточно много так называемых скрытых миллионеров, которые, не афишируя свое состояние, все деньги расходуют на покупку именно недвижимости, оформляя ее на ближайших родственников».

По мнению главного специалиста информационно-аналитического управления НАУФОР Алексея Головцова, принятый Госдумой закон о 3-летней исковой давности по приватизационным сделкам, безусловно, пролоббирован структурами, близкими к отечественным олигархам. «Их можно понять, — считает эксперт. — Непросто забыть ситуацию, в которой оказались владельцы ЮКОСа, а это лишь один, наиболее яркий случай. Подобных примеров довольно много, но действующие лица не столь известны как Ходорковский и его партнеры».

Часто в российской практике обвиненный в незаконной приватизации собственник оказывается жертвой интриг конкурирующих бизнесменов. Множество примеров передела активов свидетельствует о том, что новый закон — это защита олигархов не только от государства, но и друг от друга.

Сокращения срока давности по приватизационным сделкам крупный российский бизнес активно добивается с 1996 года. «Если бы этот закон был принят до начала дела ЮКОСа, то это имело бы большой резонанс, — говорит Михаил Делягин. — Сегодня российский капиталист прекрасно понимает, что у него могут отнять собственность не на основании пересмотра итогов приватизации, а на основании совершенно других процедур, иногда откровенно незаконных». Другими словами, сокращение срока давности введено тогда, когда сроки перестали играть какое бы то ни было значение. Если этот действительно так, то усилиями владельцев тугих кошельков должны появиться новые законы, упрочняющие положение новой буржуазии.

«Наиболее важным законом, который будет горячо воспринят не только олигархами, но и всеми представителями крупного бизнеса в России, должен стать закон о налоговой амнистии, — уверен Александр Потавин. — В последнее время было сломано много копий на этой почве, причем речь идет не столько о том, нужен закон или нет, а о величине ставки налога на амнистируемый капитал. Одни предлагают простить все бесплатно, другие — взимать с утаенных средств 13%-ный налог. Для 95% населения страны принятие этого закона будет безразлично, что еще раз характеризует законодательную власть как послушный инструмент в руках крупного российского бизнеса».

Михаил Делягин считает, что сейчас законы в России вообще не имеют никакого значения: «Совершенно не важно, что написано в законах, потому что никто не останавливает силовые структуры при нарушении существующего законодательства», — подчеркивает Делягин.

«Олигархи еще долго не смогут комфортно и спокойно проживать в России, и новыми законами этой проблемы не решить, — уверен Алексей Головцов. — Устои существования богатейших людей царской России давно сломаны, а современные не сформировались. У нас нет традиций и продолжительной истории существования олигархов, пока еще нет передаваемых из поколения в поколение фамильных состояний. Для того чтобы буржуазии спокойно и комфортно себя чувствовать в стране, сам факт существования олигархов должен увязываться с народным сознанием. Олигархи и власть должны играть в одной команде: крупный бизнес должен жить в соответствии с национальными интересами России, а государство — с уважением относиться к коммерческим структурам». Лишь тогда, по мнению эксперта, возможно равновесие, «при котором и частная собственность неприкосновенна, и государство процветает».