Иран готов продолжить переговоры с Евросоюзом

Заместитель руководителя иранской Организации атомной энергии (ОАЭ) Мохаммад Саиди заявил о готовности страны продолжить переговоры с "европейской тройкой" (Великобритания, Франция, Германия) по вопросу возобновления работ в области обогащения урана, передает РИА "Новости".

"До настоящего времени мы сохраняем временный мораторий на работы в области обогащения урана и не возобновляли деятельности на объекте по обогащению урана в Натанзе", - говорится в опубликованном во вторник заявлении Саиди.

"Несмотря на ущерб, который мы несем из-за приостановки работ в Натанзе, мы намерены продолжить переговоры с "евротройкой" для введения в строй указанного проекта и прекращения моратория", - отметил Саиди.

"Между тем, если европейцы откажутся вести с нами диалог, мы не будем настаивать на продолжении переговорного процесса", - сказал он.

Касаясь внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ, на которой во вторник будет рассмотрено иранское "ядерное досье", представитель иранской ОАЭ заявил, что "Тегеран примет только ту резолюцию руководящего органа Агентства, которая будет соответствовать Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и дополнительному протоколу к нему".

Накануне Иран частично возобновил деятельность в Исфаганском ядерном центре по переработке ураносодержащих руд в уран.

Фактически из руды будет получаться "желтый кейк" (порошок), который перерабатывается в гексофторид урана, а затем, по утверждениям иранцев, будет складироваться.

Деятельность в Исфаганском центре начата в присутствии экспертов МАГАТЭ только на том оборудовании, где не было пломб Агентства. Ожидается, что во вторник инспектора МАГАТЭ снимут пломбы с оборудования в Исфагане. При этом на исфаганском заводе размещено дополнительное инспекционное оборудование, и вся деятельность осуществляется под наблюдением экспертов Агентства.

Как пояснил источник в иранской Организации атомной энергии, "возобновление деятельности в Исфагане никак нельзя отнести к какому-либо этапу проекта по обогащению урана, который может осуществляться только на объекте в Натанзе, и тем более рассматривать деятельность в Исфагане как выход Ирана из моратория на работы в области обогащения урана".

Официальные иранские власти неоднократно заявляли, что Иран продлил временную приостановку деятельности в области обогащения урана в Натанзе и готов вести диалог с ЕС по данному вопросу.

Однако Евросоюз расценил возобновление деятельности Исфаганского ядерного центра как выход Исламской Республики из моратория на обогащение урана. По мнению "европейской тройки", Иран не имеет права осваивать мирные ядерные технологии и обладать полным ядерным циклом, так как европейцы подозревают, что атомные программы могут быть переведены в перспективе на "военные рельсы".

По мнению местных экспертов, наибольшую пользу от нынешнего противостояния и обострения отношений между Евросоюзом и Ираном извлекают США, которые уже давно добиваются передачи иранского "ядерного досье" на рассмотрение в Совет Безопасности ООН.

Несмотря на то, что инспекторам МАГАТЭ так и не удалось получить никаких подтверждений наличия военной составляющей атомных программ Исламской Республики, Вашингтон фактически обретает новых союзников в лице еще трех государств Евросоюза, которые пока проявляют неспособность вести в позитивном русле и самостоятельно переговоры с Ираном по решению проблемы ядерных программ, отмечают эксперты.