Отдел информации

Чем аукнется вступление в НАТО

Финляндию ждут серьёзные последствия

Возможное вступление в НАТО Финляндии, о котором в последнее время говорят на Западе, весьма больно аукнется Хельсинки. И дело не только в высадке американского десанта со своими порядками на территорию благополучной страны, но и в убытках от дальнейшего ухудшения отношений с Россией. Но самое главное — Москва может пересмотреть договор об аренде Сайменского канала. Об этом уже предупредили в Госдуме.

«По мере ухудшения отношений России с какой-либо страной договоры, заключенные в период благожелательных отношений и имевшие смыслы в этой связи, могут пересматриваться. Было бы вполне естественно [пересмотреть договор аренды Сайменского канала]», — цитируют «Известия» первого заместителя председателя международного комитета Госдумы Дмитрия Новикова.

К тому же, согласно договору об аренде канала, проход по российской части военных кораблей, плавающих под флагом Финляндии или третьих государств, а также судов, перевозящих военнослужащих и военную технику, не допускается. Под запретом находится и проход судов третьих стран, не занятых в торговом или ином коммерческом судоходстве, без соответствующего разрешения со стороны РФ. Однако, если Финляндия вступит в НАТО, нет никаких гарантий, что корабли альянса не начнут провоцировать Москву и не отправятся бороздить воды канала. Так что прекращение аренды — принципиальный вопрос.

«Думаю, что это будет вопрос принципиального закрытия Сайменских озер и выхода для этого внутреннего водного массива в Балтийское море и Мировой океан. Наши отношения с финнами с 1950-х до текущего времени были особыми. И финнам разрешалось то, что другим не разрешалось никогда. И сейчас, конечно, эти договоренности — часто неформальные — подвергнутся пересмотру», — приводит издание слова президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Николая Межевича, по мнению которого, «финны это не учитывали, начав дискуссию о вступлении в НАТО».

Между тем, для Финляндии проблемы с арендой — весьма болезненный вопрос. Дело в том, что канал, участок которого (19,6 километра и прилегающую территорию) страна арендует у России вплоть до 2063 года, является важнейшей транспортной артерией. Он располагается на юго-востоке Финляндии и соединяет сеть Сайменских озер с Финским заливом. Общая протяженность канала с морским фарватером составляет 57,3 километра, и большая часть его (34 км, включая 14,4 километра фарватера в Выборгском заливе) принадлежит России. Ежедневно по Сайменскому каналу перевозится до 2 млн тонн грузов.