Петр Иванченко

Прививка против вируса?

В конце прошлой недели прокуратурой Петербурга возбуждено уголовное дело против местного отделения Британского совета (БС). По словам сотрудников оперативно-розыскного бюро (ОРБ) (приведенным газетой «Коммерсантъ») по экономическим и налоговым преступлениям ГУВД, "Совет по сути является коммерческой организацией: организованные им курсы – одни из самых дорогих в городе, семестр обучения стоит ?400. Зарплаты преподавателей составляют $500-1000 для граждан России и $2000 у англичан. При этом никаких налогов совет не платит. По нашим подсчетам, только с 2001 года БС не заплатил несколько миллионов рублей налогов. Кроме того, совет ведет свою деятельность без лицензии на образовательную деятельность, а его образовательные программы не прошли согласования в Минобразования и МИД РФ".

Надо сказать, что подобные  претензии Британскому совету предъявлены не в первый раз. Так, год назад московский филиал этой организации не представил в МВД России финансовую отчетность о деятельности своих подразделений в нашей стране. Отчетность была затребована по итогам проверки Московского офиса Британского совета и его 14 филиалов. МВД заподозрил, что эта гуманитарная организация скрывает свои доходы, чтобы не платить налоги. Денежные поступления БС складываются, в частности, из поступлений за счет платных курсов английского языка. По данным МВД, полугодовое обучение на этих курсах стоит порядка 1800 долларов, а налоги с этих средств не платятся.

Напомним читателю, что согласно общедоступной информации, «Британский совет» был создан в начале 30-х годов прошлого столетия для развития культурных, научных и общественных связей с европейскими странами. Прежде всего, в орбите интересов МИД Великобритании, по чьей инициативе формировалась эта организация, оказались Франция, Германия и Италия. В 1945 году «Британский совет» начал действовать в СССР, но после известной речи Черчилля в Фултоне был вынужден свернуть работу в Советском Союзе.

Возобновление контактов произошло в период разрядки в конце 60-х годов, однако, активную деятельность в России «Британский совет» начал в середине 90-х годов. Тогда же начали открываться представительства этой организации в крупных городах России, и к настоящему моменту у «Британского совета» насчитывается 15 представительств в регионах, в том числе в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

«Британский совет» позиционирует себя как неполитическая организация, которая стремится создать широкую сеть контактов с правительственными учреждениями, образовательными, научными и профессиональными центрами, а также коммерческими структурами как в самой Великобритании, так и за рубежом. В качестве основных направлений работы в России декларируются поддержка образования, науки, культуры и технологических разработок и способствование развитию контактов с Великобританией. Совет оказывает поддержку совместным проектам в указанных сферах, в том числе путем предоставления грантов на посещение специализированных семинаров, курсов и летних школ. Через свои филиалы «Британский совет» содействует россиянам в обучении в англоязычных странах, проводит фестивали и прочие культурные мероприятия.

Финансируемые виды деятельности: Три программы направлены на поддержку науки и технологии – Связи (способствует развитию связей между российскими и британскими институтами), Гранты на поездки и Стипендии на посещения.

Финансируемые области деятельности: «Цель  Британского   Совета  в России - быть надежным партнером в осуществлении реформ путем предоставления  британской  экспертизы для развития сходных российских и  британских  интересов. Совет оказывает поддержку проектам в ряде областей, включая искусство, образование, английский язык, информационные услуги, науку и технологии. Гранты на посещение специализированных семинаров, курсов и летних школ ведущими специалистами выделяются в области искусства, образования, медицины и науки». - с сайта БС.

Многие наблюдатели убеждены, что уход  налоговые нарушения в данном случае являются лишь поводом для возникшего конфликта.

Так, «Коммерсантъ», например упоминает такую версию истинной подоплеки событий: «…Лондон сильно обидел Кремль, отказав в выдаче эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева и некоторых других лиц, объявленных в розыск российской Генпрокуратурой. К тому же, по сведениям Ъ, интерес налоговиков к БС стал своеобразным ответом Москвы на излишне жесткий, по мнению российских спецслужб, контроль за деятельностью нашей резидентуры в Великобритании. Российские разведчики посчитали, что их британские коллеги отступили от неписаных правил, действующих в международном разведсообществе.»

Кроме того, в качестве подлинной причины упоминается продвигаемый БС проект "Северокавказская образовательная инициатива" (СКОИ), целью которого декларируется содействие профессиональной подготовке выпускников средних школ Чечни, Дагестана и Северной Осетии. В рамках программы производится отбор наиболее талантливых учащихся и организация их высшего образования в вузах России и зарубежных стран. Недовольство Москвы вызвала не сама благая затея, а методы ее реализации.

Как уже было сказано, «Британский совет» пока не имеет официальных полномочий работать за пределами Москвы. Но куда важнее то, что продвижение проекта СКОИ осуществляется в обход Минобразования России и даже Министерства иностранных дел. Любопытно, что весьма одиозный сайт чеченских террористов охарактеризовал СКОИ как подготовку «агентов влияния» на Кавказе. Учитывая их значительный опыт сотрудничества с британскими «гуманитариями» (достаточно вспомнить другую некоммерческую организацию с туманного Альбиона – «Хейо Траст», занимавшуюся в период между двумя войнами подготовкой подрывников в Чечне и сбором разведывательной информации), можно отнестись к этому утверждению с вниманием. Причина  настороженного отношения к  «Британскому совету» может быть и в другом. Не раз отмечалось, что работа иностранных информационных и культурных миссий в ключевых российских городах не всегда имеет дружественные России цели. Как минимум, речь идет о сборе информации. Как максимум – о создании под прикрытием культурно-просветительских проектов долговременных позиций для влияния на социально-политическую обстановку в российских регионах. Чего только стоит Британский Клуб Выпускников (BAC) - http://www.bclub.ru/, который сегодня объединяет примерно две тысячи специалистов, прошедших курс обучения по различным программам, реализуемым Британским Советом. Основными целями работы клуба являются поддержка выпускников, установление обмена текущей деловой, научной и культурной информацией между членами клуба, организация ряда культурных и деловых мероприятий, направленных на развитие делового сотрудничества между выпускниками и перспективными партнерами. Таким образом БС продолжает «опекать» своих питомцев и после завершения обучения, ненавязчиво направляя их деятельность. Комментарии, как говориться, излишни.

Напомним, какую роль играют некоммерческие организации НКО в процессах на всем постсоциалистическом пространстве. Еще в последние годы советской власти, в ходе так называемой перестройки, на всей территории СССР началось формирование "гражданского общества". Как грибы после дождя стали появляться сетевые структуры: всевозможных некоммерческих организаций. Это были и филиалы известных международных структур так и вновь создаваемые с учетом местной структуры общественные организации.

Практически все они, с момента укоренения на советской почве преступили к делу - начали непрерывный мониторинг политической, социальной, экономической ситуации в стране, обрастали необходимыми контактами, занимались подборам кадров и созданиями новых отделений. Гуманитарные акции, также осуществляемые этими структурами, помимо всего прочего позволяли отслеживать реакцию населения и властей, динамику в изменении реагирования (что необходимо для стратегического планирования) а также были необходимы для создания имиджа данным НКО. Впрочем, главная работа была впереди.

Как известно, в классическом государстве все разделено по ведомствам. Одни чиновники борются с преступностью, вторые — собирают налоги, третьи — отвечают за культуру, армия сражается с внешними врагами и так далее. Именно такой государственный организм, в котором все виды деятельности разделены на ведомственные отсеки, подвергается нападению вирусов в виде роя (“сети”) негосударственных структур.

Они прорываются на стыках ведомственных интересов. То, что делают эти вирусы “демократии”, вроде бы находится на грани закона. Есть в их работе что-то от войны, что-то  от религиозного сектантства, от пропаганды, и от экономической диверсии. Вроде бы деятельность негосударственных “роевиков-сетевиков” — ни первое, ни второе, ни третье, а общий эффект получается убийственным. И государство оказывается в тупике. Правоохранительные органы, пожимая плечами, норовят спихнуть дело на спецслужбы, те — на налоговиков, или военных, а в результате реального противодействия такой специфической агрессии нет.

Государства становятся похожими на неуклюжие и медлительные клетки, атакуемые мелкими и чрезвычайно подвижными вирусами. Всячески стремясь ослабить и дестабилизировать государственный организм, вирусы в виде негосударственных организаций фактически захватывают неповоротливое государство, пронизывая его тело своими сетями, и, превращая его в орудие своей воли, заставляют саморазрушаться и плодить новые болезнетворные вирусы, разумеется, ратующие за "демократию", "права человека", "открытое общество" и прочие "общечеловеческие ценности".

Задачи Запада в бывших советских республиках очевидны: Не допустить даже возникновения идей о реставрации СССР в любой форме; дальнейшая деградация и дезинтеграция СНГ; создание вокруг РФ враждебного "санитарного кордона"; использование территорий новых "сателлитов" в качестве плацдармов и союзников для дальнейшего наступления на Россию. И, наконец, освоение природных и иных ресурсов этих стран в интересах транснациональных корпораций и международных финансовых групп.

Так примерно выглядит краткий перечень этих целей, но, как нетрудно заметить, среди них не стоит вопрос о реализации интересов населения этих стран. Более того, большая часть из указанных задач, по мере их решения, будет неизбежно приводить к ухудшению жизни людей. Процесс этот не случаен, и не является "побочным результатом", ведь помимо всего прочего, сокращение их численности предусмотрено целым рядом плановых и проектных документов "глобализаторов", и лежит в основе концепции "золотого миллиарда".

Как бы то ни было, но стремление российских властей упорядочить и взять под контроль деятельность зарубежных НКО на территории России после периода вседозволенности однозначно свидетельствует о появившейся тенденции к отстаиванию государственных интересов страны.