Валерий Джейрахов

Уроки Андижана или "кидалово" по-американски

Вне всякого сомнения, одной из ключевых тем, поднятых на саммите организации Центрально-Азиатского сотрудничества, состоявшегося 7 октября в Петербурге, стала ситуация, складывающаяся вокруг Узбекистана. Как известно сегодня на это среднеазиатское государство оказывается беспрецедентное внешнеполитическое давление со стороны США и стран Западной Европы.

Напомним, что недавно Евросоюз ввел санкции, включающие приостановление действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Узбекистаном, а также эмбарго на поставку в эту страну всего того, что так или иначе может быть востребовано военным ведомством. Кроме того, в Брюсселе не исключают, что следующим шагом может стать замораживание в Европейских банках счетов членов узбекского руководства (если такие имеются). Следом за этим, 5 октября сенат США утвердил документ, запрещающий погашение американской задолженности Узбекистану за использование базы в Карши - Ханабаде за период с января 2003 года, что составляет 23 миллиона доллара. Ранее Госдеп принял решение о замораживании финансовой помощи Ташкенту, которая составляла около 21 миллиона долларов ежегодно. Разумеется, что подобные меры являются хоть  и не катастрофическим, но довольно ощутимым ударом по бюджету этой страны.

Официальным предлогом для применения санкций стали драматические события в Андижане, где при подавлении  мятежа имели место значительные жертвы. На Западе эти события однозначно трактуются, как чрезмерное, непропорциональное и неизбирательное применение силы против мирных демонстрантов.

Между тем, возникает некоторое недоумение: трагедия - то произошла почти полгода назад, что - же это все прогрессивное человечество так долго соображало? Если же постараться вспомнить что же произошло за эти минувшие полгода, то становиться ясно, что вовсе не Андижан стал причиной недовольства Запада.

За это время президент страны Ислам Каримов совершил три непростительных, с точки зрения ЕС и США, шага. Первый - он отказался от "независимого" расследования андижанских событий, которые должны были провести специальные западные "расследователи", и более того - свернул деятельность неправительственных организаций (НПО) на территории страны, небезосновательно подозревая их в причастности к происшедшему в Андижане. Во-вторых, президент Каримов повел все более пророссийскую и прокитайскую политику, и даже принял участие в начале июля в принятии нашумевшей декларации Шанхайской организации сотрудничества, с призывом к Вашингтону определиться со сроками пребывания американских войск в регионе. И, наконец,  в-третьих, узбекское руководство и верхняя палата парламента приняли решение о прекращении деятельности базы американских ВВС на территории страны, предоставив "джи-ай" 180 дней на сворачивание своего хозяйства. Это и послужило причиной того, что против Узбекистана была пущена в ход "тяжелая дипломатическая артиллерия". Собственно говоря, из этого особого секрета не делается. Выступая в сенате США, сенатор от Аризоны Джон Маккейн, после обычной трескотни о "массовых убийствах", "кровавой тирании" и "коррумпированном режиме", с чисто американской прямотой сказал, что причины санкций вовсе не в этом, и дело не Андижане. Каримов, по мнению Маккейна, посягнул на куда более серьезные вещи, чем расстрел нескольких десятков мятежников - он "выгнал американских солдат", "прекратил сотрудничество с США в рамках антитеррористической коалиции" и "развернул антиамериканскую пропаганду". А такие вещи, ясное дело, прощению не подлежат.

Логичен вопрос: что же толкнуло Ислама Каримова на столь, казалось бы, опрометчивые шаги? Ведь буквально до недавнего времени во взаимоотношениях США и Узбекистана царила полная идиллия. Имеющая большое стратегическое значение база в Карши-Ханабаде была передана в пользование ВВС США еще в 2001 году после сентябрьских терактов, за которые Буш "назначил крайним" Афганистан. Надо сказать, что тут был и прямой интерес Ташкента. Американское военное присутствие ежегодно пополняло бюджет республики на 50 миллионов долларов и обеспечивало Исламу Каримову статус одного из главных друзей США в регионе. Для его поддержания он даже вступил в ГУУАМ - объединение с ярко обозначенной антироссийской направленностью. Так что же заставило Ташкент изменить внешнеполитический курс на диаметрально противоположный.

После подавления Андижанского мятежа (в ходе которого хорошо обученные и вооруженные боевики захватили тюрьму и ряд правительственных зданий) спецслужбы Узбекистана в ходе расследования событий, довольно быстро сумели установить зарубежный след в этом деле. В организации мятежа и в подготовке боевиков приняли участие неправительственные организации и лица, нанятые западными спецслужбами. Часть террористов, участвовавших в андижанских событиях, были переброшены из Афганистана, где их подготовка контролировалась американскими специалистами. Таким образом, руководство Узбекистана наглядно убедилось, что американское присутствие вовсе не гарантирует стабильности и является защитой от "цветных революций", а скорее даже наоборот. Словом, более-менее трезвая оценка ситуации заставила официальный Ташкент серьезно скорректировать свою внешнеполитическую деятельность. В такой ситуации Исламу Каримову ничего другого не оставалось, как искать себе поддержку в Пекине и в Москве, тем более что, не смотря на не всегда дружественные шаги Узбекистана, Россия не прекращала сотрудничество с Ташкентом, в том числе и в военных областях.

Но в чем же была причина такого "вероломства" со стороны Вашингтона по отношению к своему "другу" и "партнеру по антитеррористической коалиции"? Дело в том значении, которое приобретает для США Среднеазиатский регион. Это место является ключевым плацдармом в случае противостояния как с Китаем, как с Ираном, так и с Россией. Трудно переоценить его расположение в смысле транспортных потоков. И, наконец - ценнейшие полезные ископаемые. В таком регионе американцы просто не могут себе позволить допустить существование пусть даже дружественных, но хоть с минимальным намеком на самостоятельность правителей. Дело вовсе не в диктаторстве - им абсолютно не важно, каким способом он будет заставлять своих "подданных" волю дяди Сэма. Главное, что это должен быть не правитель а "менеджер" - распорядитель, абсолютно управляемый, послушный и без малейших намеков на собственную инициативу. Отсутствие всенародной любви - это даже, пожалуй, скорее достоинство, чем недостаток: не будет даже мысли попытаться "сыграть свою партию". Ясно, что Ислам Каримов, человек с огромным управленческим опытом, властный и имеющий собственный взгляд на вещи, никак не подходил под эти характеристики.

Данная ситуация наглядно показывает: никакого "джентльменского соглашения" с американцами быть не может. Они легко в одностороннем порядке меняют принятые правила игры, и отказываются от исполнения взятых на себя обязательств. То есть, говоря современным языком, "кидают" своих "друзей" и "партнеров". Об этом, в частности, следует серьезно задуматься президенту Таджикистана Эмомали Рахмонову, которого в последнее время американцы усиленно уговаривают разместить на своей земле изгоняемых из Узбекистана летчиков, предлагая 50 миллионов долларов в качестве ежегодной платы за аренду базы, плюс 100 миллионов льготного кредита. Что же касается Узбекистана, то совершенно очевидно, что в покое его не оставят. Только в отличие от Белоруссии, здесь будут использоваться иные способы свержения режима. Не так давно в СМИ просочились сведения, что в США уже раздаются прогнозы о развязывании в Ферганской долине партизанской войны против режима Каримова с помощью подготовляемых в Афганистане боевиков, с перспективой втягивания в конфликт Китая и, возможно, России. И не трудно понять, кто же вложит средства в эскалацию конфликта в очередной горячей точке планеты.