Что затевают самураи?
Петр Иванченко

Что затевают самураи?

Большинство политологов связывают шпионский скандал, разгорающийся в Японии с предстоящим визитом в эту страну российского президента Владимира Путина.

Напомним, что отдел общественной безопасности японской полиции задержал по обвинению в шпионаже в пользу России работника фирмы «Тошиба». Ему инкриминировалось то, что он за вознаграждение передавал сотруднику торгпредства России в Японии Владимиру Савельеву секретные, по версии полиции, материалы о полупроводниковых системах контроля за электрическими потоками, так называемого двойного (то есть военного и гражданского) применения. Следует указать, что сотрудник российского торгпредства еще в июне текущего года отбыл на родину. Несмотря на то, что официальные представители «Тошиба» заявили, что переданные сведения никак не являются технологическими тайнами военного значения, поскольку публикуются в презентационных каталогах, рассылаемых потенциальным клиентам, контрразведчики не унимаются. Они припоминают все реальные и мнимые "обиды", нанесенные им российской разведкой за последние годы. Словом, надуманность и искусственность этого скандала очевидна для всех.

Не так давно российское руководство огласило планы развития Курильских островов, которые предполагается превратить в крупную военную и рыболовецкую базу. Вне всякого сомнения, это означает, что "торг" по "северным территориям" завершен, и японцы в обозримом будущем могут не рассчитывать на острова Курильской гряды. И нынешние обвинения, по всей видимости, - пролог к антироссийской кампании, которая в самое ближайшее время буде развернута в Японии, которую, нельзя рассматривать вне контекста реваншистских настроений охвативших руководство этой страны. Их символическим выражением стало посещение 17 октября премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми демонстративное паломничество в токийский храм Ясукуни. Который знаменит как символ японского милитаризма. В частности, там находятся урны с прахом военных преступников, повинных в геноциде жителей стран, оккупированных японцами в годы второй мировой войны стран, и в применении запрещенных способов ведения войны. Нетрудно предположить какие чувства вызывают подобные визиты там, где 60-70 лет назад миллионы невинных людей стали жертвами японской солдатни. Подобные паломничества уже служили причиной крупных международных скандалов. Настолько резонансными, что в конце сентября высший суд города Осаки признал публичные посещения данного храма высшим государственным лицом неконституционными, поскольку они противоречат светскому характеру японского государства. Аналогичное поклонение праху палачей в мае этого года (вызвавшее это решение суда) привело к тому, что вице-премьер отказался от встречи с японским премьером. Причем все это происходило на фоне обострения территориальных споров с Китаем и Южной Кореей.

Отклик на осеннее паломничество, которое Коидзуми объявил своим личным делом, которое не касается иностранные государства, последовал незамедлительно. КНР и Корея заявили резкий протест Токио, Китай отозвал своего посла, а президент Южной Кореи заявил о возможной отмене своего визита в Японию.

Чтобы понять смысл этих странных на первый взгляд поступков японского руководителя, нужно принять во внимание некоторые особенности послевоенного развития Японии. В этой стране до 1945 господствовала идеология расовой и национальной исключительности японцев, преступления совершенные японской военщиной, по своей чудовищности и кровавости ничуть не уступали самым мрачным злодеяниям германских нацистов. Но, в отличие от немецких фашистов, их японских коллег деликатно называют "милитаристами". Подлинной денацификации, такой же, как в Германии, в Японии не было.

Одна из причин в том, что после окончания войны в результате атомной бомбардировки население Японии в глазах мирового сообщества стало жертвой. В то же время развязывание войны японской военщиной, ее дикие вакханалии массовых преступлений - все это оказалось отодвинутым на задний план. Япония сумела избежать морального наказания цивилизованного мира. Не последнюю роль сыграла и позиция США, получившего в виде японских островов "непотопляемый авианосец" для противостояния с Китаем, Северной Кореей и СССР. И потому вовсе не заинтересованных в политической обструкции своего нового союзника. Самое главное, что никаких выводов, по сути, не сделано в самой Японии. Кровавым палачам строятся памятники, они объявлены национальными героями и "военными божествами", достойными всякого поклонения и подражания. В том же военном пантеоне - храме Ясукуне, находится прах и чудовищного маньяка Тодзио Хидеки, получившего за свои злодеяния прозвище "Бритва".

На авиационных и военно-морских базах стоят памятники камикадзе, объявленных современной японской пропагандой образцами воинского духа. Японских школьников воспитывают в ненависти к России и другим странам - победительницам, якобы занявшим "исконно японские земли". А самые кровавые и чудовищные преступления представляют как образцы воинской доблести и молодечества.

Во всем мире каждому известны Бабий Яр, Лидице, Хатынь и Варшавское гетто. А вот о трагедии китайского города Нанкин известно меньше. 13 декабря 1937 года японцы захватили этот город, и его жителям пришлось испытать такие жестокости и надругательства, которые человеческая история еще не знала. В считанные дни было уничтожено от 260 тысяч до 350 тысяч (по разным данным) мирных жителей. В любом случае это число превышает общие потери гражданского населения любой, кроме СССР и Германии, европейской страны во время второй мировой войны. Людей расстреливали из пулеметов, закалывали штыками, рубили головы, обливали бензинов и сжигали живьем, травили собаками, топили и замораживали до смерти. После того, как мужское население города было уничтожено, японцы принялись за женщин. В насилие приняли участия все - от рядовых до дивизионных генералов. В течение шести недель кровавых оргий было изнасиловано и замучено 80 000 женщин, девушек, малолетних детей и старух. Всего японцы в ходе войны уничтожили не менее 19 000 000 (по некоторым данным эта цифра на порядок выше) мирных жителей Китая. Удивительно, но в календаре японских шовинистов - радикалов 13 декабря - праздничная дата, символизирующая победу японского боевого духа над китайскими "унтерменшами". Пару лет назад японские туристы в Китае отметили эту дату с размахом и в чисто японском стиле. Они арендовали отель, а потом наняли и свезли в него около сотни местных проституток, устроив безобразную оргию с инсценировками в духе отмечаемого "праздника". Нетрудно понять какие чувства в Китае вызвала это "туристическое мероприятие". Антияпонские демонстрации и нападения на японских граждан стали в КНР обыденными явлениями.

Таким образом, становится очевидным, что провокационные шаги японского премьера являются лишь выражением чаяний и устремлений миллионов японцев. Это знак того, что японское руководство открыто избрало в качестве общенациональной идеи национализм и реваншизм, демонстративно игнорируя реакцию других стран. По мнению аналитиков, это свидетельствует о том, что Япония, вероятно, сочла, что уже накопила достаточно сил, чтобы принять участие в новом переделе мира. На что именно рассчитывают и претендуют японцы, догадаться нетрудно. Ни в Китае, ни в Корее им сегодня ничего "не светит". Жадные взоры "самураев", которые "ничего не забыли, и не чему не научились", притягивают земли и ресурсы ослабевшего северного соседа - России.