Сергей Спиридонов

Боеголовка как символ возрождения

На минувшей неделе было официально объявлено, что российскими учеными создана боеголовка межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), способная преодолевать американскую систему противоракетной обороны (ПРО). Каких-то развернутых комментариев относительно этого чудо-оружия пока что не последовало.

Между тем, учитывая сегодняшние реалии, трудно предположить, что данная новинка может радикально изменить военный или геополитический расклад современного мира.

В последние годы, несмотря ни на что, советскими, а затем и российскими оружейниками создавались непревзойденные образцы вооружений, часто не имеющими аналогов в мире. Но они, даже запущенные в серию, шли, главным образом, за рубеж. Ведь БМП - 3, БТР - 90, К - 50, и многое другое, или вовсе не поступило на вооружение российской армии, или же то, что получили военные можно пересчитать по пальцам. То же, что осталось в наследство, неудержимо приходит в негодность. Увы, это относиться и к стратегическим ядерным силам (СЯС) - столь важнейшему средству обеспечения безопасности страны. По мнению некоторых аналитиков, именно их наличие не позволило Западу начать одновременно с развалом СССР и демонтаж России. Поскольку огромное количество ядерных объектов могли бы оказаться бесконтрольными. А сами американцы и их союзники в то время были просто не в состоянии обеспечить такой контроль. Таким образом, и была получена «отсрочка», использованная, правда не лучшим образом. Либерально - фундаменталистская экономическая модель, реализуемая все последние 14 лет, позволила США, действующих через своих сторонников в российском руководстве, фактически остановить поступление новых видов вооружений и военной техники СЯС в российскую армию. Чтобы решить «проблему» со старой советской техникой, в 1991 году была запущена программа Нанна - Лугара, предусматривающая финансирование уничтожения российских стратегических ядерных сил. В рамках этой программы американцы добились к настоящему времени уничтожения  6300 наших ядерных боеголовок и 700 с лишним межконтинентальных баллистических ракет, множества тяжелых бомбардировщиков и атомных подводных лодок-ракетоносцев. К этому следует прибавить получивший широкую известность договор о продаже США практически всего российского оружейного урана, подписанный Виктором Черномырдиным, в результате которого американскими стали даже те боеголовки, которые все еще стоят на наших МБР (!).

В силу всего вышеперечисленного, возникают вполне обоснованные сомнения в том, что наши Вооруженные Силы могут быть оснащены новыми боеголовками в количестве необходимом для сдерживания потенциального агрессора. Но и это не все.

Как известно, национальное управление ядерной безопасности США провело работы по «укреплению безопасности» на 39 объектах ВМФ России. На 51 объекте хранения ядерных материалов при участии США были модернизированы системы охраны. Как результат, американцы получили доступ к этим самым системам охраны, якобы для оценки того, правильно ли использованы выделенные Конгрессом США финансы. Но и этого американцам показалось мало - на Братиславском саммите в феврале 2005 года, они потребовали обязательного доступа не только к системам охраны, но и на сами объекты. Для разработки порядка этих инспекций была создана совместная межправительственная комиссия. Затем, сенатор Ричард Лугар «проговорился», что американцы получили от российских властей согласие на проведение минимум трех инспекций любого из российских ядерных объектов, из списка в 25 позиций, представленного нашей страной. На этих объектах на американские деньги российский персонал будет оснащен специальным оборудованием, а с работниками американские специалисты будут проводить тренинг. При этом, Вашингтон продолжает оказывать давление, склоняя руководство нашей страны к еще большей «открытости». В контексте этих событий резонен вопрос: станут ли новые боеголовки (если они вообще поступят на вооружение), размещенные на контролируемых американцами объектах грозным предостережением нашим противникам?

«Россия не в состоянии восстановить Вооруженные Силы, даже если этого захочет», - таковы выводы стратегического прогноза американо-израильского аналитического центра "Stratfor" с говорящим названием «России больше не будет»: «США консолидируют и расширяют свои позиции на территории бывшего СССР в течение последних месяцев. Россия может восстановиться, если ей дать время. США не планируют видеть Россию восстановленной и, следовательно, не дадут ей времени. Вашингтон намерен видеть Россию в неблагоприятном состоянии и довести это состояние до стадии необратимого». Между тем, другие эксперты считают, что в данном случае заморские «стратеги» выдают желаемое за действительное. Что Россия все еще обладает ресурсами - природными, интеллектуальными, человеческими, достаточными для того, чтобы возродиться и вновь стать одним из мировых лидеров. Все дело в политической воле руководства.

«Во внешней политике державный Путин практически смирился с тем, что Россия вынуждена уступать - совсем недавно Россия убрала препятствия для самолетов НАТО по использованию ее воздушного пространства и официально согласилась на вступление Украины в этот западный альянс, о чем еще полгода назад и помыслить было нельзя…», - пишет американский «Ньюсуик». Да, так все оно и есть, вернее сказать - было. Поскольку ряд последних событий, в том числе и заявление о новой боеголовке, свидетельствует об изменении приоритетов в российских верхах. Ведь само по себе утверждение, что она способна преодолевать американскую ПРО, является косвенным признанием США в качестве потенциального противника. Можно конечно сказать, что это ни что иное, как популистский шаг, призванный потрафить антиамериканским настроениям населения России. Но даже и в этом случае, это означает, что руководство осознает и признает существующие тенденции в общественном сознании страны. А от этого уже и не далеко до изменения оборонной доктрины и всей концепции внешней политики. Об этом же свидетельствует и заметная активность России в строительстве ШОС - организации с ярко выраженной антиамериканской направленностью. Все это не может не обнадеживать, поскольку, возможно, свидетельствует о завершении политики пораженчества. Как бы враг не был силен, но когда он обозначен, можно искать способы противодействия и мобилизации для борьбы с ним. И поэтому символическое значение заявления о создании новой боеголовки, способной преодолеть ПРО США, трудно переоценить.