Басаев стал для кабардинцев Иудой
Ярослав Таманцев

Басаев стал для кабардинцев Иудой

Провокаторы извне подставляют 2,5 тыс. одурманенных пропагандой жителей КБР

Или ваххабизм пришел в Кабарду, как птичий грипп

Кабардино-Балкария очень медленно отходит от шока - 13 октября, когда группы боевиков, среди которых преобладала молодежь, попытались штурмовой атакой завладеть ключевыми учреждениями Нальчика. Атаку ваххабитов – именно к этой категории можно причислить большинство нападавших – удалось отбить.

Более того, проклинаемая на всех углах республиканская милиция, которую усилили интернациональные подразделения российского спецназа, сумела перейти в атаку и нанести ответный удар экстремистам.

Вопреки уверениям ряда электронных СМИ, подконтрольных террористическим структурам, жители города – кабардинцы, русские и балкарцы - выступили с резким осуждением акции, запланированной при участии «кукловода» Басаева. Сегодня очень многие в республике задаются вопросом – какова же среда, породившая «инсургентов» (и это самое мягкое название), обработанных идеологами и отправившихся убивать? Что двигало этими людьми? Что способствовало обострению обстановки? И, наконец, что же пыталась предпринять и в реальности предприняла власть для того, чтобы избежать кровопролития и удержать ситуацию в правовом русле?

…В Кабардино-Балкарии существует одно официальное мусульманское учебное заведение - Исламский институт Духовного управления мусульман, который имеет лицензию с 2003 года. Власти республики поддержали этот проект, зная, что вся беда по большому счету идет от тех проповедников, которые, выехав за границу, учились в религиозных заведениях Ливии, Египта, Саудовской Аравии. Когда эти люди возвращаются (кстати, среди них есть и не закончившие эти заведения), то вносят смуту в мусульманскую умму (общность, по православному – клир).

Именно те, кого отправляли всеми правдами и неправдами обучаться богословию за тридевять морей, превратились в идеологов экстремизма. Но сейчас в правительстве Кабардино-Балкакрии во всех углах вопиют, почему лидерам некоторых этих неформальных группировок так легко живется, по крайней мере, жилось? Почему их нельзя было взять под более жесткий контроль? Почему раньше не могли приструнить Мукожева и Астемирова, а только дождавшись нападения на Нальчик, объявили на них охоту?

Представители МВД России, что откомандированы на помощь местным сотрудникам, говорят, что ранее в отношении лидеров джамаатов не было доказательств противоправной деятельности. Все это свидетельствует о проколах и просчетах системы МВД. И вместо того, чтобы вещать о превентивном ударе по террористам 13 октября в Нальчике главе ведомства Рашиду Нургалиеву впору бы задуматься о наказании виновных.Но время идет, а ничего подобного не происходит. Просто в пост-ельцинской России стало модным не привлекать к ответственности, а, наоборот, - награждать после терактов (одни герои России после «Норд-Оста» чего стоят).

Главари ваххабитов в Кабардино-Балкарии пользовались поистине медвежьей нерасторопностью силовиков, тех же самых спецслужб России, которые и призваны оберегать граждан от различного рода провокаторов. Идеологи, обнимающиеся с Басаевым, разъезжали по Кабарде, вели пропаганду, доставляли сюда солидные суммы, постоянно раздавая подарки верующим. Они запросто вмешивались в дела имамов, например, могли вести пропаганду во время пятничной молитвы в том или ином селе, затыкая рот духовному лицу, просто отстраняя его от проповеди. Но сейчас этого уже нет.Атака на Нальчик отрезвила многих.

Кстати, примечательный факт – ни один из официальных имамов не принял участие в нападении на столицу КБР в той или иной степени. Это говорит о многом, в том числе о параллельной системе власти, которую на Северном Кавказе пытается создать Басаев.

Главный российский, а точнее антироссийский, террорист формирует свою армию «имамов», проповедующих его взгляды. Именно Басаев организовал бесславное нападение на Нальчик, подведя под кровь кавказскую молодежь и выступив на самом деле в роли Иуды Искариота. Еще одноногого террориста можно сравнить с попом Гапоном, также агитировавшим массы (правда, куда более внушительные) на протестные акции.

Бросив одурманенную молодежь в Нальчике и фактически дав санкцию на убийства людей, Басаев превратился в главного предателя кабардинского и балкарского народов. Он выманил молодежь из Абхазии, что так или иначе пошатнуло позиции России в регионе. Мало кто знает, что назначенный «главным» среди местных ваххабитов Анзор Астемиров, который принимал участие в разработке нападения на Нальчик, является уроженцем Абхазии. Он – племянник министра обороны этой республики Сосналиева. Басаев акцией в Нальчике бросил тень и на абхазскую независимость, словно подтверждая имперские претензии правителей Тбилиси на земли в окрестностях Сухуми и бессилие России.

…В сентябре 2005 года в Кабардино-Балкарии было зарегистрировано 152 религиозных объединения, в том числе 102 мусульманских, 19 православных, 1 иудейское, три римско-католических, 23 протестантских и одна община молокан. Имелось еще несколько десятков незарегистрированных, в том числе несколько десятков джамаатов – опоры маргиналов из своры Басаева. В КБР функционирует 142 мечети, 18 православных церквей, один женский монастырь в Зольском районе республики. Религиозные обряды проводят157 мусульманских и 27 православных священников, 2 римско-католических, один раввин, около 30 протестантских служителей. А ведь в годы советской власти здесь было всего 18 религиозных объединений. Сейчас же в 10 раз больше! И уместно ли после этого вещать об ущемлении мусульман? Но радикальные исламисты продолжали вербовать сторонников. Адекватной реакции со стороны органов государственной власти, да и общества в целом, не последовало.

Получилось, что при полной свобода совести, отсутствовала реакция государства, и тем более не оказалось необходимых материальных ресурсов. По данным управления по делам национальностей, взаимодействию с религиозными конфессиями, общественными объединениями правительства КБР, в республике проживает около 2-2,5 тысяч ваххабитов. Впрочем, более уместно назвать их неформалами, потому что тех, кто считает себя ваххабитами, не имеется. Хотя в своей практической деятельности они попадают как раз под эту категорию.

Как известно, в Чечне, других республиках Северного Кавказа ваххабизм возник как некое военизированное толкование с элементами национализма. Все это, словно птичий грипп, пришло и в Кабардино-Балкарию.

Ваххабиты республики разбиты на 25 групп. Есть группы ярых идеологов экстремизма, которые связаны со структурами извне, в том числе из Чечни, Дагестана и зарубежными кураторами. Существуют криминальные, откровенно уголовные группы. Имеется полукриминал, но есть и оппозиционно настроенные люди, имеющие претензии к власти, которые рассчитывают на то, чтобы пробиться во властные структуры. Есть, так скажем, революционеры или фанаты, бунтари. Именно они и становятся пушечным мясом, что и произошло в Нальчике.

«Я, действительно, знаю некоторых из них, - говорит начальник Управления правительства КБР Арсен Каров. - Они из благополучных семей, очень спокойные, хорошо многие учились. Но они попали под термин бунтарей. Здесь еще сыграл роль и юношеский максимализм, романтизм. Среди убитых боевиков – почти все молодые люди».

…Поводом для активизации неформалов в Кабардино-Балкарии 2005 года стало одновременное закрытие мечети. В мае здесь, в Нальчике открыли соборную мечеть, но после этого, было закрыто пять мечетей, что вызвало активность неформалов. Ваххабиты стали собирать по полторы тысячи людей в Вольном Ауле и других местах. И стало ясно, что людей готовят к выступлению.

Главари неформалов ушли в подполье, и началось брожение. Идеологи сектантства использовали чувство протеста. Среди лидеров неформалов – Расул Кудаев, который воевал в Афганистане на стороне талибов. Его экстрадировали в Россию и отпустили!

Словом, нарыв Нальчике случился во многом медленной, даже неумелой политики Центра. Дмитрий Козак – «пожарник» Кремля на Северном Кавказе не смог предотвратить взрыв. Но на этот раз спасли силовики, те, на которых особых надежд и не было.

Слово Арсену Карову: «Я, как и абсолютное большинство населения республики, решительно осуждаю варварскую акцию, совершенную группой террористов в священный для мусульман месяц Рамадан и приведшую к гибели десятков сотрудников правоохранительных органов и ни в чем не повинных мирных людей, к разрушению многих административных и жилых зданий. Боевикам был дан достойный отпор – часть из них была уничтожена, часть задержана и дает показания.

Еще бы некоторое время назад мне бы и в голову не пришло, что такое беспрецедентное по своим масштабам и дерзости может произойти в столице одной из самых мирных республик Северного Кавказа. Но, к великому сожалению, произошло. И это, безусловно, упрек и мне, и в адрес нашего Министерства, курирующего в рамках своей компетенции религиозную сферу, а также в адрес других органов власти и управления, в том числе местных администраций, ответственных не только за воспитание и безопасность людей, но и за экономику и социальную сферу. Этот упрек можно отнести и к деятельности Духовного управления мусульман КБР, которое по целому ряду причин до сих пор не стало духовным центром всех верующих мусульман. В том числе и в силу отсутствия системной поддержки его деятельности со стороны органов государственной власти.

На мой взгляд, после этого террористического акта наше общество очутилось в совершенно другом политическом измерении, требующем серьезного переосмысления всей нашей жизни, всех тех ценностей и ориентиров, на которые мы традиционно опирались. Сегодня республика в глазах россиян сразу сравнялась по уровню своей безопасности, а вернее – опасности, с другими не стабильными регионами Северного Кавказа. Теперь северокавказский «меловой круг» как бы замкнулся, и в нем не осталось ни одной республики, где бы не произошло крупномасштабных боевых действий.

Для меня, и как для гражданина, и как должностного лица, работающего в сфере государственно-конфессиональных отношений, обиднее всего то, что этот бандитский налет произошел сразу после того, как новый президент КБР призвал все официальные и неформальные мусульманские объединения к диалогу, к разрешению конфликтов мирными способами. Значит, это кому-то было нужно.

Если говорить о причинах и факторах произошедшей трагедии, то я абсолютно согласен с мнением президента КБР Арсена Канокова, который подчеркнул, что в его основе лежат чей-то заказ, массовая безработица, нищета большой массы людей, отсутствие эффективной системы воспитания, которые на фоне коррупции, въевшейся во все поры нашего общества, давно вызывает у населения устойчивое протестное чувство. Много недостатков в организации разъяснительных и воспитательных мероприятий, на что тоже есть свои причины. Ведь значительный рост религиозных объединений и свободы совести и вероисповедания в условиях идеологического вакуума так и не получили адекватной реакции со стороны государственных органов и общества. Колоссальный вред наносит непрекращающаяся «кавказофобия» и «мусульманофобия» в федеральных СМИ и российском кинематографе на государственные средства.

Возникают и другие вопросы. Так, уже много лет говорилось о необходимости принятия жестких мер по отношению к некоторым лидерам неофициальных джамаатов, которые чувствовали себя более чем вольготно. Могли. Например. запросто выезжать за границу, регулярно раздавать подарки верующим, разъезжать по населенным пунктам и вторгаться в дела имамов и, даже запугивать их. Однако, к сожалению, серьезных мер к ним и к тем, кто их финансирует внутри республики и извне, не принималось…

События в Нальчике показали, что некоторые неформальные группы, к сожалению, не извлекли уроков из противоправной деятельности многих им подобных групп, действовавших в других регионах Северного Кавказа и России, и в точности повторили их классический и бесперспективный путь – от создания организационных структур и вовлечения в них молодежи, до пропаганды радикальных идей, расширения финансовой и кадровой базы, попыток внедрения шариата, и, наконец, организации массовых беспорядков в целях демонстрации своих сил, как врагов существующего строя, поборников шариата и исламского государства. Причем, следует подчеркнуть, что среди них есть как те, кто искренне верит в ценности радикального ислама, с помощью которого они хотят исправить общество, так и те. кто просто использует мощный мобилизационный потенциал ислама для реализации своих политических и корыстных целей. Об этом можно судить и по составу неформальных групп, куда входят помимо истинно верующих заблуждающихся людей, в том числе из вполне благополучных семей, криминальные и полукриминальные лица, и оппозиционные группы.

Как результат, все закончилось печально для нашей небольшой республики – дестабилизацией обстановки, гибелью многих наших граждан, и правых, и виноватых.

Ведь, что получается? На фоне только-только завершающегося процесса примирения и реабилитации «красных» и «белых», бывших яростными врагами в годы гражданской войны, данный теракт, когда вновь один брат, подстрекаемый экстремистами, пошел на другого, выглядит еще более негативно. Не пора ли остановиться, пока не поздно?

Помнится, совсем недавно, разговаривая с одним из лидеров неформальной организации, я выразил ему свое сомнение по поводу искренности, истинности и полезности их оппозиционной деятельности. Поскольку при всех недостатках официального духовенства и власти. их действия лишь объективно раскалывают мусульманскую умму и общество в целом, ведут к беде, вынуждают правоохранительные органы принимать адекватные жесткие меры и т.д. Но внятного ответа так и не получил.

Сейчас важнейшая задача – восстановить мир и спокойствие, в том числе в душах людей, сплотить наш много национальный народ, не податься крайностям, обиде и гневу, проявить гуманность. Спокойно и взвешенно проанализировать сложившуюся ситуацию и на деле осуществить целый комплекс мероприятий, направленных на оздоровление и очищение духовно-нравственной обстановки в республике, повышение уровня разъяснительной, пропагандистской и воспитательной работы, решительное пресечение деятельности идеологов экстремизма.

Одна из важнейших задач всех уровней власти совместно с духовенством – суметь сформулировать те исламские ценности, идеалы и принципы, которые должны быть приняты в качестве важного элемента своей политики, курса на национальную и общественно-политическую консолидацию, с учетом осознания важности ислама, как одной из частей национальной самоидентификации, системы духовно-нравственных и правовых ценностей. Без обращения к исламу идейное влияние экстремистов, использующих его в своих целях, подорвать будет трудно.

Не скрою, у меня, как и у большинства граждан, большие надежды связаны с нашим Президентом, которому предстоит очень многое сделать, чтобы восстановить экономику, социальную сферу, нравственность и мораль, уменьшить массовую безработицу, особенно среди молодежи, обеспечить безопасность населения и т.д. Хотелось бы верить, что он не пожалеет сил и средств для обеспечение стабильности внутриконфессиональных и межнациональных отношений, развития институтов гражданского общества, как важнейшего фактора развития диалога между народом и властью. В этих же целях, по моему мнению, следует создать Общественную палату при Президенте КБР, аналогичную той, которая формируется сейчас при Президенте РФ, и куда бы вошли представители всех слоев населения. Тем самым, он получит прочный вотум доверия и массовую поддержку, а, значит, и возможность кардинально изменить общественно-политическую обстановку в Кабардино-Балкарии в лучшую сторону».