Байден стал козлом отпущения
Борис Джерелиевский

Байден стал козлом отпущения

Зеленский предложил президенту США поучаствовать в репризе

С российско-американскими консультациями в Женеве администрация Белого дома угодила в капкан, который был выставлен ею, еще в бытность оппозицией, на Дональда Трампа. Последнего демократы и часть примкнувших к ним республиканцев обвиняли в уступках Москве и чуть ли ни «пособничестве Путину». При этом русофобия и демонизация России, раздуваемая американскими пропагандистами, достигла такого накала, что любой контакт с руководством нашей страны рассматривался как акт государственной измены американского лидера, если, конечно, речь не идет о принятии безоговорочной капитуляции Кремля.

Но все происходило с точностью наоборот — Вашингтон получил от Москвы предложение, прозванное на Западе «Ультиматумом Путина», от которого было совершенно невозможно отказаться. Хотя, конечно и Байден, и его окружение прекрасно понимали к каким негативным для них лично последствиям приведут эти переговоры, уклониться от них было нельзя, поскольку отказ поставил бы США в еще более неприятное положение.

Определенным выходом могли бы стать тайные, кулуарные соглашения, позволившие бы Вашингтону спасти лицо, однако предшественники нынешнего американского лидера (да и сам он) немало постарались чтобы полностью обесценить саму возможность каких-либо негласных договоренностей с США. Так что такой вариант категорически не устраивает Москву.

Впрочем, официальные американские представители фактически отказываются проливать свет на содержание консультаций. А западные СМИ, как отмечают наблюдатели, совершенно иначе освещают контакты Москвы с Вашингтоном и Брюсселем по вопросам гарантий безопасности, чем российские издания.

Но важнее другое: практически все западные эксперты считают сам факт прошедших консультаций катастрофическим проигрышем всего западного блока и, прежде всего, лично Байдена. Так, одно из самых влиятельных американских изданий The New York Times, считает встречу по безопасности в Женеве победой Москвы.

«Даже без американских уступок переговоры являются своего рода победой для Кремля, так как на первый план выведен вопрос о расширении НАТО, которое уже давно вызывает раздражение у Путина», - пишут авторы статьи Антон Трояновский и Дэвид Сэнгер.

Чуть раньше Wall Street Journal опубликовал статью бывшего посла США в Германии Ричарда Гренелла и бывшего сотрудника военной разведки США Эндрю Л. Пика, считающих, что из-за ряда просчетов и ошибок администрация Байдена будет вынуждена идти на уступки в отношении России до конца своего срока.

«Нынешний кризис в отношениях США с Россией, вызванный ситуацией на Украине, является логическим продолжением неудачной европейской политики администрации Байдена и результатом ошибочной ориентации на достижение консенсуса», - полагают эксперты.

Впрочем, едва ли справедливо сваливать всю вину на «Спящего Джо» и его окружение. Системные ошибки в американской внешней политике начались задолго до его прихода к власти, и он в известной степени оказался заложником многочисленных просчетов и преступлений предшественников, к которым, конечно, добавил и свои.

В том, что Байдена пытаются сделать «козлом отпущения», нет ничего удивительного. Ведь свалить вину на кого-то гораздо проще и легче, чем проводить серьезный анализ допущенных ошибок и искать пути их исправления. Но вместо этого, совершаются новые ошибки, которые только ухудшают положение, сужая Белому дому и без того мизерное пространство для политического маневра.

Так, например, однопартийцы и соратники Байдена, сенаторы от Демократической партии США представили законопроект о новых антироссийских санкциях, предполагающий введение ограничений против ряд организаций, и лично против президента РФ Владимира Путина, главы правительства и ключевых министров.

«Сенатор Менендес во главе 25 своих коллег-демократов представил "Акт по защите суверенитета Украины"», - следует из заявления на сайте комитета по международным делам Сената. В сообщении подчеркивается, что проект «посылает четкий сигнал» о готовности Вашингтона добиться «разрушительных последствий» для российской экономики.

Российский лидер ранее предупредил американское руководство, что в случае следующего пакета санкций отношения между Россией и США будут прерваны. Ну, а указанный Акт и вовсе способен поставить наши страны на грань войны. Однако в данном случае речь идет о шантаже не столько России, сколько самого Байдена. Он и его команда прекрасно понимали политические риски своего решения начать консультации с Россией по ее требованию гарантий безопасности. И если они пошли на это, то основания для этого весьма серьезные. И это значит, что Байден постарается помешать принятию «Акта по защите суверенитета Украины», который на волне русофобской истерии может быть поддержан американскими законодателями. И как бы он это не сделал, с помощью вето или лоббистов, он в любом случае станет объектом жесточайшей травли со стороны оппонентов, которые обвинят его, так же как он обвинял Трампа, в измене и в «работе на Кремль».

При этом у Байдена есть все шансы оказаться еще и «агентом Пекина», поскольку, следом за Россией с США с позиции силы стал разговаривать и Китай, предостерегая Вашингтон от резкой реакции на ракетные пуски КНДР.

Официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь дал прямые указания США, насчет того, как они и их союзники должны реагировать на участившиеся ракетные пуски КНДР.

«Мы обратили внимание на эти запуски, о которых еще следует дополнительно поразмыслить. Заинтересованные стороны должны воздержаться от поспешных суждений и не слишком остро реагировать», - сказал Ван Вэньбинь на брифинге, добавив, что «обеспокоенность каждой из сторон нужно устранять путем консультаций». КНР, видя положение в котором оказался недавний гегемон, стремится обозначить свое место в новой мировой конфигурации.

И вероятно, чтобы несколько снизить общий драматизм ситуации, и подтверждая истину, что бывших клоунов не бывает, Владимир Зеленский предложил Байдену провести трехстороннюю встречу с российским коллегой, то ли предлагая себя в качестве посредника, то ли давая понять, что прошли те времена, когда Америка могла обсуждать Украину без ее участия.