США устроили за "Аль-Каидой" электронную слежку

Программа электронной слежки за предполагаемыми агентами "Аль-Каиды" и их пособниками, существование которой признал в субботу президент Джордж Буш, - "наверное, самая секретная" из всех операций правительства США на сегодняшний день. Об этом заявил на брифинге для журналистов в Белом доме министр юстиции США Альберто Гонсалес, передает «Обозреватель»

По его словам, в минюсте и Белом доме исходят из того, что программа осуществляется на вполне законных основаниях. В подтверждение министр ссылался на закрытые указы главы государства и верховного главнокомандующего вооруженными силами, санкционировавшие перехват подозрительных телефонных звонков и электронных сообщений, при которых одна из сторон находилась в США, а другая - за их пределами.

Еще одним юридическим основанием обоснованности программы в администрации считают решение Верховного суда США по делу о содержании под арестом американского гражданина, захваченного в ходе контртеррористической кампании в качестве "вражеского боевика". Суд согласился с правомочностью содержания этого человека под стражей, а такая мера - куда более серьезное ограничение гражданских свобод, нежели периодическое прослушивание разговоров, сказал Гонсалес.

Министр не смог точно ответить на вопрос, ставились ли в известность о программе или ее оперативных результатах зарубежные союзники и партнеры США - например, в тех странах, на территории которых находился один из участников перехваченных информационных обменов. "Мне об этом ничего не известно,... но это не значит, что такого не было", - заявил Гонсалес. Он также подтвердил, что программой были охвачены связи лиц, причастных к деятельности "Аль-Каиды", но не других международных террористических группировок.

В обоснование необходимости программы Гонсалес и участвовавший вместе с ним в брифинге директор Агентства национальной безопасности США Майкл Хейден постоянно оперировали словами "оперативность" и "гибкость". Именно этими качествами, по их словам, нынешние усилия отличаются от традиционных методов санкционирования электронной слежки, в которой задействована специальная судебная инстанция. Хейден напомнил, что она создавалась в 1978 г для сравнительно долгосрочных и глубоких программ противодействия иностранным агентам. Сегодняшние угрозы, на его взгляд, требуют иного, более быстрого и разворотливого подхода.

Глава АНБ США несколько раз повторял, что программа слежки осуществляется "успешно с точки зрения выявления и предотвращения" потенциальных ударов по США. В подробности он вдаваться не пожелал, но "безоговорочно" подчеркнул, что "благодаря программе получены данные, которых без нее не было бы". Успехи программы служат также, на его взгляд, лучшим подтверждением того, что ее действительно необходимо было держать в секрете.

Если бы все злоумышленники действительно, как предположил один из журналистов, изначально исходили из того, что за ними следят, то и успехов бы не было, считает Хейден. По его убеждению, чем больше разговоров об этой программе, тем хуже для ее оперативных результатов.