Nazis навсегда, или Философия Бургера
Петр Иванченко

Nazis навсегда, или Философия Бургера

Германия проводит сегрегацию жертв фашизма по расовому признаку

Основой национал-социализма, являвшегося официальной государственной идеологией гитлеровской Германии, было расистское «учение», отрицающее равенство народов и предполагающее различные правовые нормы для представителей разных этносов. Практическая реализация этих подходов привела к чудовищным преступлениям и уничтожению миллионов мирных жителей. Это было осуждено Международным трибуналом в Нюрнберге, а Германия подверглась процедуре денацификации, которая, как предполагалось, должна была навсегда излечить немцев от чудовищных представлений и убежденности в неравенстве национальностей.

Последние события показывают, что реальной денацификации не произошло, сегрегация и дискриминация по расовому признаку по сей день присутствует в проводимой руководством Германии политике. И если «классификация» этносов изменилась, то основополагающий принцип остался неизменным.

Так, правительство ФРГ приняло решение о выплате гуманитарной компенсации ленинградским блокадникам за причиненные им гитлеровцами страдания. Однако компенсации полагаются не всем людям, чье здоровье было подорвано голодом и холодом, кто чудом спасся от фашистских бомб и снарядов, обрушенных на город на Неве, а только… евреям.

Подход такого рода в нашей стране, как наиболее пострадавшей от расистских практик нацистов, вызвал, мягко говоря, неодобрение. И официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя решение властей ФРГ о выплатах «блокадникам-жертвам Холокоста», указала, что российские власти «призвали германских партнёров, которые осуществляли гуманитарные компенсационные выплаты, не делать различия между людьми, которые в равной степени переживали ужасы тех событий». Однако вБерлине «последовательно отвечали отказом». Захарова назвала это безнравственной позицией.

Немцы возразили российскому представителю. Представитель внешнеполитического ведомства Германии Кристофер Бургер назвал это «недоразумением», и Захарова просто не поняла ситуации. На самом деле, «глава МИД Хайко Маас вместе со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в начале 2019 года заявил о гуманитарном жесте в поддержку ныне здравствующих блокадников. Речь идет о выделении € 12 млн на модернизацию клиники для ветеранов и создание германо-российского Центра общения и встреч». Это, так сказать, немецкая компенсация для всех ленинградцев, переживших блокаду.

«При этом нужно отдельно рассматривать индивидуальные выплаты евреям, которые стали жертвами расистски мотивированного преследования со стороны национал-социалистов. Могу сказать, что для евреев, переживших блокаду Ленинграда, в качестве компенсации за беззаконие со стороны национал-социалистов предусмотрена единовременная выплата € 2 556», - подчеркнул Бургер.

Понятно, что данная постановка вопроса помимо откровенно дискриминационного посыла содержит и явное передергивание, поскольку ленинградцы-евреи, пережившие блокаду, к счастью, не стали «жертвами Холокоста» и «жертвами расистски мотивированного преследования со стороны национал-социалистов», благодаря героизму и жертвенности защитников Ленинграда — русских, татар, украинцев, казахов, армян, евреев и грузин, а также представителей множества других народов. И гитлеровцы пытались их убить артогнем, бомбардировками и голодом не как евреев, а как ленинградцев. Их страдания ничем не отличались от страданий горожан других национальностей.

Но Бургер не понимает этого или делает вид, говоря, что выделение из общего числа жертв евреев не только нравственно правильно, но и безукоризненно в правовом плане. Похоже, что он искренен и не «включает дурака». Во всяком случае, в Германии всерьез обсуждают возможность создания отдельных по национальной принадлежности мемориалов жертвам нацизма. Такая вот посмертная сегрегация.

Всё это наводит на мысль, что к немецкому руководству вполне применим, с небольшой корректировкой, анекдот про девушку и деревню: «Девушку можно вывезти из деревни, а вот вывести из нее деревню — нельзя».