Ненависть за государственные деньги
Даниил Безсонов

Ненависть за государственные деньги

Почему в российских сериалах демонизируют силовиков и унижают Донбасс

Что влияет на сознание современного человека? СМИ и культура. Новости - их подача, расставленные акценты, отбор материала, телевидение – опять-таки, от выпусков новостей до кинопродукции и даже рекламы. Музыка – посыл, заложенный в песнях, которые ежедневно крутят на музыкальных каналах и радиостанциях. Конечно, не стоит забывать о книгах. Всё это формирует мировоззрение не только подростков и детей, но даже взрослого поколения – это в любой стране инструмент психологического воздействия. Он может использоваться как в благих целях – для воспитания идеологически крепкого населения, так и в деструктивных – для формирования в людях отторжения и ненависти к чему и кому угодно.

Сегодня хочу написать о четырех российских кинопродуктах, которые получили кардинально разные оценки у разных людей, но все эти сериалы и фильмы вышли на большой экран, показаны по российскому телевидению. Охват – десятки миллионов зрителей. Это сериалы «Эпидемия», «Выжившие», «Контакт» и фильм «Чернобыль» Данилы Козловского. Какую идею несут эти фильмы в общество, кто их финансирует, и почему такой продукт нужно запрещать? Попробуем разобраться.

Начнем с сериалов. «Эпидемия» и «Выжившие» – научно-фантастические сериалы-катастрофы. Сюжеты схожи – вспышки неизвестного вируса в крупных мегаполисах, главные герои пытаются спастись. «Эпидемия» была снята еще до вспышки коронавируса в Китае, «Выжившие» – уже после. Однако именно эпидемияCOVID-19поспособствовала всплеску заинтересованности у зрителей к этим кинопродуктам.

Помимо всех неотъемлемых атрибутов апокалиптических фильмов – трупов, насилия, заброшенной инфраструктуры, в этих сериалах есть еще кое-что – максимально демонизированный образ российских силовиков, которые безжалостны к гражданскому населению. В «Эпидемии» есть и вовсе эпизод с бунтом в северном районе: перестрелка гражданских с силовиками под легендарную песню группы Любэ «Ты неси меня река». Да, после скандала этот эпизод из 5-й серии убрали на платформе «Premier» (о платформе – чуть позже). Но посмотреть его можно где угодно.

Этот фрагмент просто пропитан какой-то ужасной ненавистью к российским силовикам, настолько он с «любовью» снят, с множеством крупных планов проливающейся крови – как будто это какая-то «сибирская резня бензопилой», в которой все с остервенением друг друга убивают. И таким отношением к силовым структурам пропитаны все эпизоды этих двух сериалов – и «Эпидемии», и «Выживших». Ниже разберемся, почему.

Теперь о сериале «Контакт» с Павлом Майковым в главной роли. Здесь нас интересует только один фрагмент – как герой Майкова общается с мужчиной и женщиной, переехавшими из ДНР в Россию. Главный герой, сотрудник правоохранительных органов, обвиняет беженцев в воровстве, угрожает им, называет иждивенцами и головной болью для россиян. По ходу действия выясняется, что эти переселенцы из ДНР обокрали дачу девушки из Литвы, которая им помогала обустроиться на новом месте. Мужчина из Донбасса выдает следующую фразу: «Мы за Русский мир пострадали, лишения претерпели. Россия нам компенсировать должна!».

После этой фразы бравый Майков ставит на колени беженцев перед девушкой из Литвы, которая, между тем, за них вступается. Также опер называет переселенцев паразитами. Ну и, конечно, фрагмент, когда Майков отвлек жителя ДНР фразой «О, смотри, Бандера!» и выхватил у него топор – такое чувство, что сценаристы сами бандеровцы до мозга костей.

Абсолютно гнусная сцена из сериала «Контакт» унизила всех жителей Донбасса. Многие написали по этому поводу гневные посты в социальных сетях. И это действительно было очень мерзко. А ведь это будут смотреть жители России – какое у них будет формироваться отношение к переселенцам из ДНР?

Теперь о «Чернобыле» Козловского. Насколько эта картина является какой-то «киноклюквой», далекой от реальности, вам расскажет любой кинокритик. Вот, например, «Badcomedian» просто полностью уничтожил это кино. Не буду расписывать все эпизоды, достаточно упомянуть один – как главный герой Данилы Козловского наплевал на личность легендарного советского космонавта Юрия Гагарина. Вот фрагмент, в котором Козловский «мотивирует» своего товарища на подвиг: «Ты думаешь, я не боюсь? - спрашивает он героя. - Ты думаешь, Юра Гагарин не боялся? Да нам просто не показали, как он там в скафандре обоссался».

Как Вам такое высказывание о первом человеке, побывавшем в космосе? Наверное, не очень, да? Не говоря о том, что главной идеей фильма, на что также обратил внимание бездарь Козловский, является мысль о том, что все герои ликвидации последствий Чернобыльской аварии «стали героями поневоле». Не добровольно, а случайно. Мой отец был одним из ликвидаторов последствий Чернобыльской аварии. Он, как и тысячи других граждан, добровольно убыли в Чернобыльскую зону, где, рискуя жизнью и уничтожая своё здоровье, спасали человечество от ещё большей катастрофы, которая могла бы произойти. Но они все не герои, а так… случайные участники, по мнению создателей этого дерьма.

Что объединяет все эти сериалы и фильмы между собой? Во-первых – мягко говоря, некорректное отношение к своим собственным силовикам, к своим героям, к своим людям, находящимся в зоне боевых действий. То есть проявление русофобии. Этот контент похож на тот, что для нас снимают на Западе – как будто это не русские фильмы, а снимали их в Голливуде, чтобы лишний раз показать, какая Россия отсталая, озлобленная, с трусливыми героями, а про ДНР вообще молчу – там бомжи, воры и иждивенцы. Но не только это объединяет, к сожалению, эти фильмы.

Три из четырех вышеописанных кинопродуктов сняты при участии студий и компаний, так или иначе связанных с информационным гигантом «Газпром-Медиа». Это сериалы «Эпидемия», сериал «Контакт» и фильм «Чернобыль». Онлайн-платформа «Premier», на которой были презентованы сериалы «Эпидемия» и «Контакт», принадлежит «Газпром-Медиа». Телеканал «ТВ-3», который показал «Эпидемию» по телевидению, также входит в состав группы «Газпром-Медиа». В производстве «Эпидемии» принимала участие компания «1-2-3 Production» - также входит в «Газпром-Медиа». «Киностудия КИТ», участвовавшая в создании «Эпидемии» - тоже «Газпром-Медиа».

Сериал «Контакт» снят с участием «Good Story Media» - эта студия принадлежит ТНТ, те в свою очередь – «Газпром-Медиа». Премьера «Контакта» на телевидении – на ТНТ. Фильм «Чернобыль» Козловского снимался при финансовой поддержке «Фонда кино», в составе совета которого есть представители холдинга «Газпром-Медиа». Сериал «Выжившие» был презентован на онлайн-платформе мультимедийного сервиса «Okko», владелец которой Rambler Group. С 29 октября корпорацией полностью владеет Сбербанк России.

И «Газпром», и «Сбербанк России» - это ПАО, публичные акционерные общества. В каждом из них 51% акций принадлежит государству. И оба этих гиганта поучаствовали в раскрутке данных продуктов, а отдельные из них создали и профинансировали полностью от начала до конца.

Также хочется уделить внимание еще одному факту. Поговорим о режиссерах этих кинокартин. Режиссеры трех кинопродуктов из четырех публично поддерживали Украину в 2014-м году. Это режиссер сериала «Эпидемия» Павел Костомаров (подписывал открытое письмо в поддержку Украины), режиссер сериала «Выжившие» Андрей Прошкин (в 14-м подписал открытое письмо в поддержку Украины, а позже поддерживал печально известного Сенцова) и режиссер сериала «Контакт» Евгений Стычкин, который помимо украинской темы также публично выступал в защиту либеральных актеров, например, Устинова.

Режиссер фильма «Чернобыль» Данила Козловский не выступал в защиту Украины, однако допускал в своё время сочувствующие высказывания в адрес белорусской оппозиции. Да и его роль в сериале «Викинги» заслуживает отдельного внимания – играя Вещего Олега, он изобразил его психопатом.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы получаем следующую картину. В России при непосредственной поддержке государства режиссёры-украинофилы, ни один из которых ни разу не высказался в поддержку Донбасса, снимают русофобский продукт, который несет в себе даже не скрытую, а явную угрозу с точки зрения культуры.

Какое может быть сострадание к жителям Донбасса у главного героя картины «Контакт» Майкова, когда режиссёр данного продукта Евгений Стычкин в 14-м году испытывал «ужасный стыд» от действий России в Крыму? Или как будут показывать российских силовиков в своих сериалах Прошкин и Костомаров, которые в 2014-м подписывали открытое письмо в поддержку Украины? Оно есть в Интернете в открытом доступе, и среди «подписантов» вы найдете их фамилии.

Сериал «Контакт» очень высоко оценила Тина Канделаки, которая на данный момент является заместителем генерального директора «Газпром-Медиа». Фрагмент с «жителями Донбасса», которых поставили на колени, её, видимо, ни капли не смутил, она сказала «браво всей команде» и поблагодарила за изумительную актерскую игру.

Подобные фильмы – это плевок, не только в Донбасс, не только в Гагарина и не только в российских силовиков. Это плевок в будущее России. Отсутствие цензуры очень сильно ударит по патриотизму и основам государственности, если такое продолжится и дальше. Не нужно репрессий к деятелям культуры, но то, что они «творят», нужно контролировать. Особенно в эпоху несформированной концепции национальной и государственной идеологии.