«Мы» и «Я»
Александр Гончаров

«Мы» и «Я»

Постскриптум ко Дню учителя

Общество всеобщего потребления готово отказаться от прав человеческой личности в пользу фиктивных прав потребителя. Это выгодно и достаточно дешево. Произвести, прости, Господи! симфонию во сто крат сложнее, чем электрический веник.

Средства массовой коммуникации, в большинстве своем, агрессивно проводят совокупность идей общества массового потребления. Комиксы и журналы, предназначенные для чтения детьми и молодежью, все больше и больше превращаются в пророков и гуру потребительского отношения к жизни. На «голубых экранах» мелькают мультики, где главные герои мечтают заработать как можно больше денег, тем или иным способом, для того чтобы потреблять, потреблять и еще раз потреблять…

Владельцы СМК и СМИ, похоже, совершенно не задумываются о том, что будет с подрастающими поколениями через 10-20-30 лет и, какое общество будет существовать тогда. Но не стоит «валить все шишки» на газеты, журналы и телевидение: общество имеет те СМИ, которых оно и достойно. Политика СМК в отношении личности — это только верхушка айсберга…

С давних пор уже по всему свету тысячными потоками расходятся грустные истории о брошенных своими повзрослевшими детьми стариках и маленьких детях, покинутых родителями. Почему самые слабые и беззащитные люди оказались в подобном положении? Ответ прост: «Их родственников так воспитали семья, школа, СМИ и т.д. по списку». Так уж получилось, что на протяжении последних ста лет восторжествовали принципы воспитания, которые неизбежно приводили к непомерному возвеличиванию «Я» в ущерб «Мы». Только не надо здесь противопоставлять опыт развития коллективизма в СССР. Коллективизм активно насаждался среди массы, а правящая элита всегда страдала болезнью гипертрофированного «Я», отсюда все периодически возникавшие «культы личности» (и не только Ленина, Троцкого, Бухарина, Кирова, Сталина, Хрущева, Брежнева, но и директора совхоза, парторга, передовика производства). Христианского понимания «Мы» в СССР не было никогда…

Возможно, все в мире происходит спонтанно, а возможно и нет, ведь перспективный покупатель не может сразу научиться забывать свое «Я» ради «любви к ближнему своему», а конструирование потребителя процесс длительный…

«Дома для стариков» аналогичны детским домам. На Западе пенсионеры живут в более или менее комфортабельных условиях, многие совершают туристические поездки по миру, занимаются активно спортом, весело проводят время досуга. Только ковид им ныне помешал продолжать все в том же ключе. Но стоит задуматься, а не скрывается ли за этим попытка скрыть пустоту, образовавшуюся в душе от своей ненужности обществу и собственным детям. Впрочем, потому что дедушка и бабушка живут отдельно, страдают и внуки, которые лишаются «сказок на ночь» и дополнительного внимания. Таким образом, уже в детстве человек получает опыт «первичного одиночества».

Получается, что всеобщее потребление — это потребление этого самого одиночества. Человека окружают вещи, он им сдается в плен, причем забывая о других людях.

Так что СМИ в нашем случае занимают в формировании потребителя отнюдь не 1-е место, они скорее потребителя «развивают», но все начинается, как мы уже видим, с семьи.

Явно СМИ проигрывают в статусе воспитанию школе. Современный ребенок в начальной и средней школе проводит большую часть своей детской жизни. Потом же часто вмешивается в его судьбу уже вуз.

В школе личность воспитывается не за счет внеучебных мероприятий, линеек, кружков, а непосредственно на самом уроке (то же самое можно сказать и о лицее, колледже, техникуме и университете, институте). Что изучает школьник и студент, да и как изучает — все это может определить его поступки на личностном уровне в дальнейшем.

Потребительство ведь основано на иллюзии, оно, если угодно, «литературно» и оторвано от реального мира, в котором часто спички нужнее, чем навороченный смартфон, а соль — диетической колы.

Когда наступают сверхтрудные времена, потребительство уходит, а «эгоисты» вынуждены будут перестроиться или исчезнуть. Такова диалектика жизни человечества. И ее избежать нельзя. «Мы» и «Я» могут существовать только в единстве.

Школа и семья, а затем СМК (уже—СМИ!) отвечают за то, что будет с нами. Недаром великий педагог С.А. Рачинский писал: «Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это — вопрос роковой и грозный. От качеств ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы мира».