Московская интифада. Оно нам надо?
Леонид Малкин

Московская интифада. Оно нам надо?

Российская столица только начала приходить в себя после злодейского нападения на синагогу на Большой Бронной. Но до сих пор не утихают информационные споры о мотивах и причинах этого преступления. При этом основное обсуждение происходит в плоскостях: принадлежит или нет нападавший к националистическим группировкам, а также, является ли он психически больным человеком или нет. Но являются ли эти вопросы ключевыми? Так получилось, что во время этих драматических событий в Москве находился мой школьный товарищ, уехавший в Израиль еще на заре перестройки, и теперь спустя почти двадцать лет приехавший навестить родных и знакомых. Он поразил меня следующим высказыванием: «Этот налетчик (Александр Копцев, напавший на прихожан синагоги), похож на палестинского террориста–смертника, с той только разницей, что вместо бомбы он был вооружен ножом. А московские синагоги и еврейские учреждения теперь здорово напоминают израильские: та же бдительная охрана, сложные системы видеонаблюдения, рамки металлодетекторов и постоянное тревожное ожидание. Когда я уезжал, ничего подобного не было. Даже в годы «официального антисемитизма». Аналогия, прямо скажем, пугающая. В этом смысле обстоятельство, что Копцев, как заявляют в правоохранительных органах, не связан ни с какой экстремистской организацией, не успокаивает. Скорее пугает. Ведь было бы гораздо спокойнее думать, что это происки какой-то политической организации, которую можно было бы вычислить и ликвидировать. Не успокаивает и информация о том, что террорист может оказаться психически ущербным человеком (таких, кстати, немало и среди палестинских «шахидов»). Ведь «съехав с катушек», он пошел резать не соседей, не каких-то реальных своих обидчиков, не просто прохожих, а именно религиозных евреев. В этой связи можно упомянуть следующий факт. Во время российской революции 1905 года бред сумасшедших, содержавшихся абсолютно изолированно в клиниках, вдруг стал «революционным». Больные выкрикивали лозунги, в те дни, звучавшие на площадях, но которых они слышать не могли. Идеи буквально витали в воздухе. Боюсь, что нечто подобное происходит и сейчас. Ненависть будто пропитывает наэлектризованный, даже слегка потрескивающий разрядами, как перед грозой, воздух. Это сегодня чувствуют многие. Об этом говорят политики, религиозные лидеры и общественные деятели. Но в чем они видят причину происходящего? И что предлагают делать? Говорится, что виной всему беспрепятственное распространение в обществе националистических и фашистских идей. Согласен, это дело присутствует. В интернете, в некоторых специализированных книжных лавках можно легко найти нацистскую литературу. Но с другой стороны резонен вопрос – а почему в обществе не распространяются, скажем, идеи Чучхе? Ответ прост – они, в отличие от нацистских, не востребованы. Даже либеральные идеи, которые уже больше десятилетия внедряются в головы россиян, куда менее популярны. В чем же дело? Сегодня я думаю, нелишне вспомнить «Письмо олигархам» нашего бывшего соотечественника писателя Эдуарда Тополя, опубликованное несколько лет назад в газете «Аргументы и Факты». В этом письме-крике звучало: «... Борис Абрамович, я не стану сейчас публиковать все содержание двух наших встреч. Не в них дело. А в том, что за два месяца, прошедших со дня нашего знакомства, Россия таки ухнулась в финансовую пропасть и стоит сейчас в одном шаге от кошмара социального безумия. А вы - я имею в виду и лично вас, и всех остальных олигархов - так и не осознали это, как ЕВРЕЙСКУЮ трагедию. Да, так случилось, при распаде СССР и развале советского режима вы смогли оказаться ближе всех к пирогу. Талант, еврейская сметливость и сила воли помогли вам не упустить эту удачу и приумножить ее. Но если вы думаете, что это ваша личная заслуга, вы трагически заблуждаетесь! А если полагаете, что просто так, ни за что ни про что избраны Богом стать суперфинансистом и суперолигархом, вы просто тяжко грешите. Да, мы - избранники Божьи, и мы - действительно избранный Им народ, но мы избраны не для личного обогащения, а токмо для того, чтобы вывести народы мира из язычества и варварства в мир десяти заповедей цивилизации - не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего... … забудем на минуту о десятках тысяч евреев, которых при первой волне погромов вырежут новые российские черносотенцы, забудем об их детях и матерях. Но даже если, забыв о них, вы успеете улететь из России на своих личных самолетах, вы все равно будете кончеными людьми - вы потеряете доступ к рычагам власти и экономики страны, вы станете просто беженцами на иноязычной чужбине. Для вас это, поверьте моему опыту, будет смерти подобно - даже при наличии ваших счетов в швейцарских банках. И потому тот факт, что ни свой Божий дар, ни свои деньги вы все еще не употребили на благо этой страны и этого народа, - это самоубийству подобно. А теперь вспомним - все-таки вспомним, Борис Абрамович, обо всех остальных евреях и полуевреях, населяющих эту страну. Знаете, когда в Германии все немецкие деньги оказались в руках еврейских банкиров, думавших лишь о приумножении своих богатств и власти, там появился Гитлер, и кончилось все это Холокостом. Новые же русские чернорубашечники и фашисты восходят при вас, сегодня, на тучной ниве российской беды, и если вы хотите знать, чем это кончится, возьмите кинохронику Освенцима и посмотрите в глаза тем детям, которые стоят там за колючей проволокой. А ведь немцы были великой и цивилизованной европейской нацией, ни один их поэт не сказал о них: "Страшен немецкий бунт, бессмысленный и беспощадный". Так неужели вы всерьез верите, что в России сегодня лишь 8% антисемитов? Или вы думаете, что погром - это уже исторический фантом, архаизм и, как вы выразились, "это исключено". Хрена с два, Борис Абрамович (извините за русский язык)!» Увы, предупреждение выдающегося писателя оказалось «гласом вопиющего в пустыне». Более того, еврейские представители российской элиты, изменяя традиционной скромности, вдруг почувствовали не совсем адекватную тягу к публичности, превратившись в почти профессиональных ньюсмейкеров светской и политической хроники. Зачем-то мозоля глаза народу, к обнищанию которого многие из них, что греха, таить, приложили руку. Более того, иногда возникает ощущение, что вспышки антисемитизма провоцируются сознательно. Взять, например, нашумевший Антифашистский марш, состоявшийся в Москве 18 декабря минувшего года. Когда я увидел кадры с этого мероприятия в Интернете, я просто ужаснулся. Лозунги вполне русофобской направленности, вроде «Россия, ты сошла с ума», «Главная угроза России – сама Россия», «Россия для тех, кто умеет работать» (как противопоставление лозунгу «Россия для русских») в сочетании с израильским флагом! Если ЭТО НЕ ПРОВОКАЦИЯ, ТО, ЧТО ТОГДА? Может быть, стоит остановиться и немного подумать? Ведь за Копцевым могут последовать и другие. И никакие репрессии не помогут, только усилят ненависть. Да и потом, что за радость жить как в осажденной крепости, пугаясь собственной тени. Как будто мало палестинской интифады?