Посмертная презентация
Денис Григорюк

Посмертная презентация

В Донецке представили книгу Кати Катиной

В холле донецкой гостиницы собралась разношерстная публика. На столе были разложены ретро-снимки Донецка, стилизованные под фотографии, сделанные на камеру фирмы Polaroid. Рядом стояли работы донецкого кузнеца Виктора Михалёва. Благодаря руке мастера, из отстреленных гильз и фрагментов снарядов вырастали металлические цветы – единение смерти и жизни.

На ресепшене о чём-то переговаривались сотрудники гостиницы. За их спинами на стене висели довоенные награды за победы в конкурсах, а также табличка, напоминающая о том, что «Рамада» принимала гостей чемпионата Европы по футболу в 2012 году. На контрасте смотрелась наклейка с изображением перечёркнутого красной линией автомата Калашникова на входных раздвижных дверях — напоминание о военной действительности нынешнего Донбасса.

Организаторы, гости и участники фестиваля проходили в конференц-зал. На столах, расположенных на сцене, лежали экземпляры донецкой азбуки. Её планировали презентовать в рамках фестиваля фантастики «Звёзды над Донбассом». Мероприятие проводят в ДНР уже в третий раз. На первый приезжал известный российский писатель Сергей Лукьяненко. В этом году в Донецк приехала автор «Волкодава» Мария Семёнова, которая получила удостоверение члена Союза писателей ДНР.

Но несмотря на то, что фестиваль посвящён фантастической литературе, начало официального мероприятия было посвящено произведению, написанному в жанре нон-фикшн. Презентация документальной книги военкора Кати Катиной «Рыжая с камерой. Дневники военкора» в начале 2021 года прошла в Москве, но в родном для автора Донецке официального представления военной прозы не произошло.

Девушка не успела при жизни презентовать свою книгу в ДНР. Вместо неё это сделали её друзья и коллеги по цеху Кристина Мельникова и Роман Гнатюк. Оба поделились, что организация прошла практически спонтанно и презентация могла не состояться, так как у издательства книг не осталось, но в московских книжных магазинах журналисты купил последние 8 экземпляров и их привезли в Донецк.

Общественная палата ДНР пошла навстречу и добавила в фестивальную программу презентацию Катиной книги. Во время официальной части председатель ОП Александр Кофман рассказал, что рассматривал заявки на участие в фестивале фантастики и нашёл документы, которые присылала Катина. Девушка хотела быть частью мероприятия.

Часть программы, посвящённой Катиной, вели военкор Кристина Мельникова и поэтесса Анна Ревякина. В качестве приглашённого гостя выступил экс-комбат «Востока» Александр Ходаковский. Мельникова вместе со своей подругой Катиной регулярно отправлялись на позиции подразделения на линии соприкосновения.

«Все, кто хотел знать, что на самом деле по-настоящему здесь происходит, те обращались к народной журналистике. Официальная подача, официальная позиция всегда отличается от того, что говорят о нас, о происходящем люди, которые здесь живут, погружаются во все нюансы, во все тонкости, учатся разбираться во всех сложностях, перипетиях. Когда мы хотим в чём-то разобраться, мы ищем вот таких людей, которые более или менее объективно, но через призму своих внутренних переживаний подают информацию о происходящем. Тогда мы понимаем весь накал страстей, которые здесь бурлят, тогда мы понимаем человеческую сторону происходящего, не только цифры, статистику. Катерина была одной из тех военкоров, которые были, безусловно, самоучками, не профессионалами, но от этого то дело, которое они делали, не только не страдало, но и наоборот, наверное, дополнялось простым человеческим отношением», — сказал Ходаковский.

Бывший комбат «Востока» затронул важную для военкоров тему допуска журналистов на позиции на фронте. Ходаковский сравнил периоды «горячих» фаз конфликта, когда корреспонденты имели возможность освещать ход боевых действий, с нынешним положением дел, когда линия соприкосновения практически закрыта для военных репортёров.

«Появление в боевых подразделениях, боевых порядках журналистов, вот таких волонтёров-репортёров всегда было для бойцов событием, потому что популяризация военной стороны вопроса играла огромную роль, очень значимую. Если мы сравним нынешний период и период 14-го года, мы заметим, как сегодня и сейчас и как освещалось это тогда. Разница существенная и во многом потому, что журналистов не допускают к подразделениям. Но тогда они показывали, как создавались подразделения, как они не просто воевали и жили, но и о чём они думали, что они чувствовали через личности, через отдельные человеческие истории», — подчеркнул он.

В презентации принимали участие не только люди, связанные с боевыми действиями. Катя, кроме того, что занималась военной журналистикой, также была моделью. Она участвовала в показах донецкого дизайнера одежды Светланы Топаловой. Модельер рассказала, что удивлялась, как Катина могла совмещать несочетаемые профессии.

В конце мероприятия донецкая поэтесса Анна Ревякина прочитала своё стихотворение, которое она написала после того, как стало известно, что Катина умерла в июле 2021 года.Пока Ревякина читала стихотворение, за её спиной на белом полотне проецировался снимок Катиной с её гражданским мужем одесситом Андреем «Скрипачом» Куцким. Снайпер погиб в посёлке Коминтерново в сентябре 2019 года. Их отношениям было посвящено стихотворение Ревякиной.

После завершения презентации книги Катиной продолжился фестиваль. Организаторы вернулись к запланированной программе. Прошли презентации фантастических сборников и донецкой азбуки.

Уже после официальной части Кристина и Рома раздали экземпляры тем, кому заранее пообещали подарить. Не все желающие смогли получить заветную книгу. Среди счастливчиков, которым всё-таки достался экземпляр «Рыжей с камерой», был француз Эрван Кастэль, у которого Катина в своё время брала интервью. Иностранец в военной форме с шевроном Внутренних войск ДНР на плече сидел на том самом диванчике, на котором в начале мероприятия сидели два фантаста, рассматривал книгу и фотографию Катиной в маковом поле. Снимок сделала Мельникова во время очередной поездки на фронт. Пока Кристина общалась с журналистами, она не выпускала из рук один из экземпляров. Держалась за него обеими руками и боялась потерять его из виду, когда давала его кому-то в руки. Особенность данного экземпляра заключалась в том, что он подписан автором.

«Моей любимой Крис на добрую память о нашей рыжей банде от твоей верной боевой подруги Кати Катиной».