«Иждивенцы на шее россиян»
Денис Григорюк

«Иждивенцы на шее россиян»

Жители ДНР глазами российских киноделов

Несмотря на популярность документалистики, тут я говорю не только о фильмах на стриминговых площадках и ТВ-каналах, но и о литературе, всё же формируют стереотипы об окружающем мире у обывателя именно художественные произведения. Чаще всего информация в них подаётся в упрощенном виде, не нужно напрягаться, чтобы усвоить новые данные. И всё это происходит в развлекательной форме, когда после трудного рабочего дня можно расслабиться во время просмотра очередного сериала и особо не предаваться анализу просмотренного материала.

На стриминговом сервисе «ТНТ-Premier» вышел очередной проект под названием «Контакт». Подробности сюжета раскрывать не буду, так как хочу рассмотреть всего один малозначимый эпизод, на который рядовой зритель, скорее всего, не обратит внимание, более того, постарается не фокусироваться на этой сцене, так как в ней есть место политике. Речь идёт об эпизоде, где фигурируют абсолютно карикатурные персонажи, которые по сюжету приехали из ДНР. Почему карикатурные? Потому, что у этих персонажей особый говор (то и дело во все стороны летит всем знакомое «шо»), в их гардеробе обязательно присутствует милитари атрибут, живут, как цыгане под Киевом — то ли посадка, то ли лес. Разумеется, существуют за счёт пожертвований местных жителей, а после к этим же жителям залазят в жильё и воруют у своих спасителей.

Но тут приходит главный герой — циничный, грубый, но такой правдивый, который раскроет глаза на «беженцев». А беженцы ещё мало того, что ведут асоциальный образ жизни, к тому же заявляют, что Россия им должна, так как приехавшие из ДНР страдали за Русский Мир, а женщина, которую они обокрали, вообще враг из НАТО, так как она сама приезжая, но из прибалтийской страны.

Эта сцена мне напомнила мою первую поездку в Россию осенью 2015-го. В контексте сериала, этот эпизод будет как раз кстати. Возле автобуса «Ростов-Москва» толпились люди с вещами. Как это обычно и бывает, на вокзале были попрошайки. Этот случай не был исключением. К толпе людей с сумками подходили цыгане. Женщина убеждала пассажиров в том, что она была вынуждена бежать из Горловки, бежала от боевых действий, и теперь ей жить буквально не на что.

Думаю, не нужно раскрывать все подробности подобных бесед, ведь с ними сталкивался, пожалуй, каждый, кто хоть раз был на практически любом автовокзале. Вот только причины бедственного положения зачастую меняются. Если всё спокойно — то пожар уничтожил жилище, если есть какие-то вооруженные конфликты — то война лишила способа выживать.

Был и другой пример. В студии одного из самых популярных ТВ-шоу в России, записи эфира которого проходят в Останкино, среди зрителей разыгрывали брендовую футболку. Одна из девушек просила, чтобы ведущий выбрал именно её, так как она приехала из Донецка. Думаю, что не нужно объяснять, что юная дончанка не выглядела, как беженка из сериала или цыганка-«горловчанку» на ростовском вокзале. Она даже не «шокала», хотя донецкое «гэ» всё равно выдаёт, это нужно признать. Но такое же «гэ» я слышал и в Ростове, где говор мало отличается от донецкого. Девушка просто посчитала, что уместно будет привести этот аргумент, который позволит ей получить желаемое. И оказалась права. Свою футболку она получила.

Не хочется превращаться в очередную обиженную часть населения, но всё вышеперечисленное печалит. Печалит потому, что я знаю ещё десятки примеров того, как мои земляки уезжали в Россию и честно устраивались на работу, не садились «на шею российских налогоплательщиков», и ни у кого не воровали. Среди профессий были и не самые престижные. Но по большей части знакомые устраивались в медиа. И нужно сказать, что на работу их брали не потому, что пожалели, не потому, что они приехали из «горячей» точки, а потому что они доказали свой профессионализм на деле. Поэтому они сейчас работают на федеральных телеканалах, в YouTube-каналах-миллионниках и в рейтинговых информационных агентствах.

И в то же время существует стереотип о ДНРовцах, которые реагируют на «Смотри, бандера». Хотя нужно понимать, что спрос с художественного произведения минимальный. Авторы не претендуют на документальную достоверность, но всё это детали, которые никто не вспомнит, ведь образ уже создан. Вот такие иждивенцы, которые сосут кровь с рядового российского налогоплательщика, что тут поделаешь. Беженцы, что с них взять. Ничего не умеют, кроме как воровать и требовать, чтобы ещё больше насыпали сверху.

Но, что спрашивать с развлекательного контента, когда даже в условно патриотическом фильме жители ЛДНР показаны, как безыдейные люди, не умеющие воевать. Наверное, поэтому и не хочется смотреть художественные фильмы, где хоть как-то фигурирует Донбасс.

Повторюсь, с художественного произведения спрос минимальный, ведь авторы снимают то, что хотят показать, а показывают они своё представление, в данном случае, о беженцах из ДНР. И ведь им кажется, что чем «жёстче» будет та «правда жизни», тем в неё больше поверят, они ведь не снимают «совковую пропаганду». Поэтому не стоит ничего ждать от киноделов, так как у них Гагарин — бабник и трус, в Афганистане воевали мародёры и наркоманы, Зоя Космодемьянская действовала не во имя идеи, а потому что хотелось почувствовать вкус ржаной булочки, а ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС занимались люди, которые были мотивированы получением квартир в Москве и лечением в Швейцарии.

Разумеется, по их мнению, в ДНР воюют тоже непонятно кто, а беженцы – наглые попрошайки, которые только прикрываются военными действиями, чтобы получать привилегии. Хотя, как мне кажется, проблема в том, что киношники снимают фильмы не о людях, а о себе, поэтому на экранах и видны только эгоцентричные персонажи, жаждущие денег, дешевой славы и халявы за чужой счёт.