AUKUS против «Китайского городового»
Александр Гончаров

AUKUS против «Китайского городового»

Тихий океан становится главной зоной противостояния сверхдержав


На фоне продолжающейся пандемии COVID-19 и вывода войск США из Афганистана некоторые события на международной арене и важные политические заявления не сразу попали в зону повышенного внимания широкой общественности. А между тем в сентябре сего года наметился очень серьезный тренд в международной политике, который грозит стать основным уже в ближайшие годы и десятилетия.

15 сентября 2021 года был создан военный блок AUKUS в составе США, Великобритании и Австралии. Причем США и Австралия пошли на значимый конфликт со своим традиционным союзником в Европе — Французской Республикой. Австралийцы отказались от крупного заказа на строительство дизельных подводных лодок во Франции, общей стоимостью €56 млрд., в пользу контракта с США, по которому американцы помогут ВМС «Страны кенгуру» заполучить атомные подводные лодки.

Чтобы пойти на такой знаковый шаг, у Австралийского Союза должны были появиться веские основания. И они возникли после формального образования AUKUS. Атомные подлодки обладают большой автономностью в плавании, а следовательно, совершенно не нужны для оборонительных действий вблизи Большого Барьерного рифа, но пригодятся для плавания и военных действий в районе, скажем так, севернее Тайваня. А учитывая, что строить подлодки предназначено американцам, то нет никаких противопоказаний на их дополнительное оборудование устройствами для пуска атомных ракет или торпед, помеченных «Made in USA». Австралия как бы соблюдает свой безъядерный статус, но фактически переходит в разряд держав, могущих использовать самое страшное оружие современности.

Кстати, возникновение блока AUKUS вполне символично. Он образовался после бегства США из Афганистана. Предтеча AUKUSа — военный блок СЕАТО (Организация Договора Юго-Восточной Азии) распался в 1977 году из-за неудачи военных действий Штатов во Вьетнаме. СЕАТО сотворили в 1955 г., чтобы противостоять в Тихоокеанском регионе СССР и не позволить сфере советского влияния расшириться на юг от КНР. К 1977 году нужда в существовании СЕАТО отпала: Северный Вьетнам (коммунистической ориентации) занял Южный (проамериканский), а Китай стал одним из врагов Советского Союза.

В 2021 г. ситуация потребовала от США радикальных решений в Тихоокеанском сообществе, а раз так, то и произошла своеобразная реинкарнация СЕАТО как AUKUSа.

Не секрет, что экономическое чудо современного Китая — это не заслуга передовых китайских коммунистов, а инвестиции западных и, прежде всего, американских банков и компаний. КНР планировали использовать в качестве противовеса Советскому Союзу, как и в свое время Третий Рейх, где разрушенную экономику после Великой войны (1914-1918) помогли поднять американские «добрые дяди».

Китай вышел, уподобившись Третьему Рейху, из подчинения своим «благодетелям» забыв, что за дружбу с Вашингтоном всегда приходиться расплачиваться.

Президент США Джо Байден недавно заявил: «После событий в Афганистане Соединённые Штаты прекратят проводить крупные военные операции по переустройству других стран». Учитывая, что сей «государственный муж» является не более чем «говорящей головой», озвучивающей чужие планы, ему не стоит доверять. Хотя здесь он, пожалуй, и не солгал.

С появлением AUKUS все силы Штатов брошены на усмирение Китая и захват полного доминирования в Тихоокеанском районе, экономика которого ныне выглядит в сотни раз привлекательней, чем у старушки Европы, занявшейся «зеленой энергетикой» и прочей затратной чепухой, только разбазаривающей силы аморфного супергосударства Европейский Союз. Если разобраться, то пощечина Австралии Франции — это удар по всему ЕС. Сорванный контракт скажется не только на делах Парижа, но и Берлина, и Рима, и Брюсселя. Однако европейцы вынужденно стерпят, ибо их элиты после 1945 года сидят в кармане США.

Но вернемся на Тихий океан. Финансовый центр ЮВА — город-государство Сингапур, этакий аналог Лондона и Цюриха, поддержал AUKUS. И это тревожный звоночек для КНР: похоже, что кроме военного противостояния с США стремительно надвигается и финансовое. Уже из этого ясно, что AUKUS не ограничится тремя членами. Вхождение в блок Сингапура, Новой Зеландии, Таиланда и Индии представляется достаточно правдоподобным, а вот континентальные европейские страны приглашать в новую организацию США не торопятся, хотя какие-то политические «кости» той же Франции наверняка кинут.

Китай, похоже, отлично осознает возникшую ситуацию. Еще до демарша Сингапура последовало любопытное заявление бывшего заместителя Генерального секретаря ООН и крупного китайского дипломата пенсионного возраста Ша Цзукана, известного своей прямолинейностью. Так вот он сказал по поводу зарождения AUKUSа: «Враждебные нам страны уже не стесняются демонстрировать антикитайские намерения напрямую. Это явная угроза нашим интересам, безопасности наших граждан». И Ша Цзукан отметил, что пришла пора Китаю отказаться от идеи не применять ядерное оружие первым в качестве превентивной меры по сдерживанию агрессора.

Безусловно, зная политическую иерархию Китая, можно утверждать, что Ша Цзукан все высказал с разрешения высших должностных лиц «Поднебесной».

Буря возмущения пронеслась по политическим кабинетам в Британии. Европейская же пресса начала требовать срочного созыва Совбеза ООН, дабы немедленно отреагировать на слова Ша Цзукана, «несущие угрозу миру и стабильности на Тихом океане».

Впрочем, ничего нового не произошло. США коллективный Запад, еще со времен послевоенного Уинстона Черчилля, позволяет делать все, что угодно, а вот другим — нет. Американцы ведь борются за демократию и права человека, поэтому могут первыми бомбить «авторитарные режимы».

Ясно, что противостояние Китая с США явно или косвенно на Тихом океане только будет нарастать. «Китайский городовой» вырвался из объятий дяди Сэма. И это уже факт неоспоримый.

Что же делать России? Вспомнить слова Уильяма Шекспира: «Чума на оба ваших дома!», дистанцироваться и укреплять свой Дальний Восток. И кажется, что руководство РФ все понимает. Не зря же министр обороны Сергей Шойгу предложил план строительства новых городов и ускоренного развития промышленных конгломератов на востоке страны.