Самоубийственный меморандум
Анна Пономарева

Самоубийственный меморандум

Зеленский захотел построить на Украине американскую АЭС

Украинский президент Владимир Зеленский, приехав в США, тут же радостно анонсировал смертный приговор отечественной атомной отрасли. «Приветствую подписание меморандума между НАЭК «Энергоатом» и Westinghouse Electric о совместном строительстве энергоблока Хмельницкой АЭС в качестве пилотного проекта и еще четырех блоков по их технологии в будущем. Общая стоимость проекта — до $30 млрд», — написал в Twitter бывший комик и выставил показательное фото, на котором в позе охранника стоит и наблюдает за тем, как подписывают документ.

Весть о меморандуме, конечно, радостная, но только не для Украины, учитывая, что, меняя Росатом на американскую компанию, страна теряет огромные средства. Известно, что, согласно договору 2010 года по строительству двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС, российская сторона должна была полностью обеспечить в рассрочку финансирование. Но в 2015 году на Украине решили денонсировать соглашение и теперь подписали новое.

Однако все это дела минувших дней, и, к сожалению, финансовые потери — это еще не самое страшное для украинской атомной отрасли, которая переживает предапокалиптические времена. Проблема заключается не только в катастрофически изношенном состоянии практически всех местных АЭС, которым не помешали бы те самые $30 млрд, запланированные для американской компании, но и в жестких требованиях кураторов по вопросу перспектив атомной энергетики страны. Строительство двух энергоблоков — это лишь капля в море из запланированного для самоубийства отрасли.

Прежде всего, за океаном интересно, чтобы Украина покупала электроэнергию исключительно у западных производителей, отправив родные АЭС на покой. И это не удивительно, поскольку на кону стоит огромный финансовый куш. Соответственно, Киев, о чем свидетельствует подписание меморандума в том числе, готов выполнять любые директивы на этот счет, даже если под угрозой находится безопасность всей страны, да и, чего там говорить, соседних государств, вспоминая Чернобыль.

К примеру, в последние годы украинские электростанции пытаются пичкать сомнительными топливными элементами все той же Westinghouse, планируя отказаться от российских аналогов, дешевых и подходящих построенным в советское время АЭС. Поставки эти влетают в копеечку, но опять же — не самое страшное для бюджета, привыкшего к такого рода аттракционам.

Куда важнее вероятность катастрофы, к которой рано или поздно приведет подобное решение. О ней в Киеве не задумываются, главное, что с переводом украинских АЭС на ТВЭЛы Westinghouse, атомная энергетика Украины полностью окажется в ведение США. А, между тем, любой эксперт знает, что использование топлива американской компании, с которой пытаются сотрудничать украинцы, на атомных электростанциях, построенных по советским проектам, создает серьезные угрозы безопасности. Кстати, за примерами неудачных историй в Европе далеко ходить не надо.

Хорошо известна провальная попытка эксплуатации американского топлива на одном из реакторов ВВЭР-440 на финской АЭС Ловииса в 1998 году. Тогда установили пять американо-шведских тепловыделяющих сборок вместе с шестью российскими. А через три года работы выяснилось, что коррозионная устойчивость кассет Westinghouse значительно ниже российских (хотя коррозионный слой у американо-шведских сборок составлял 21 микрометр, а у российских — всего от одного до четырех микрометров). Более того, у сборок Westinghouse был зафиксирован выход газообразных продуктов деления, вдвое превышающий этот показатель для российских изделий. В результате финны во время одумались и решили отказаться от американских поставок в пользу российского топлива. Пробовали использовать топливо Westinghouse и на чешской АЭС «Темелин», где также стоят советские энергоблоки.

Там история повторилась: американские твэлы часто деформировались, реакторы приходилось постоянно выводить из эксплуатации для замены испорченных кассет, соответственно, вероятность аварии возрастала многократно.

В общем-то, и на Украине были похожие истории еще до госпереворота. Так, в 2011 году Westinghouse попыталась наладить поставки в страну, однако уже в апреле 2012 года на третьем блоке Южноукраинской АЭС обнаружили деформации, и с опытно-промышленной эксплуатацией решили покончить. Американцы, кстати, обратно продукцию не приняли, разув «Энергоатом» на $175 млн. Позднее Украине пришлось потратиться на строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Westinghouse, как известно, отходы даже на временное хранение не берет, в отличие от России.

Новую попытку гибельного «сотрудничества» на Украине повторили сразу после майдана, когда в 2014 году был подписан очередной контракт. А через пару лет использования продукции Westinghouse пришлось останавливать энергоблок №5 Запорожской АЭС — первый на Украине, перешедший на американское топливо.

Однако все эти истории так ничему и не научили украинских глупцов во власти. Позднее «Энергоатом» подписал контракт о поставках ядерного топлива для ВВЭР-440, самых старых среди всех 15 эксплуатируемых в стране реакторов. О том, как долго продержатся ветераны, эксперты даже боятся и помыслить, прекрасно понимая, что износ энергетической инфраструктуры ускорится в разы.