По следам «эстонской зрады»
Борис Джерелиевский

По следам «эстонской зрады»

Почему именно Таллин указал украинцам их место

На Украине не утихает информационный всплеск, вызванный интервью президента Эстонии Керсти Кальюлайд местному изданию «Европейская правда», в котором она, мягко говоря, скептически оценила сегодняшнюю Украину и ее «европейские перспективы». В частности, она отметила, что сегодня Киев даже не имеет права поднимать вопросы о членстве в ЕС и НАТО, в силу абсолютного несоответствия стандартам и условиям этих государств. Кроме того, она прямо призвала эстонцев не иметь экономических дел с украинцами, в силу их недобросовестности и непредсказуемости, причем она особо подчеркнула, что они всегда были такими – и при Януковиче, и при Порошенко, и при Зеленском.

Это интервью произвело эффект разорвавшейся бомбы. К критике со стороны «старой Европы» на Украине все же привыкли и даже внутренне согласились с ее правом свысока поучать украинцев. Но от лимитрофов, которые всегда и во всем поддерживали Киев, такого никто не ожидал. В их лояльности украинское руководство было убеждено абсолютно, тем более, что в последнее время все чаще обсуждается идея создания «мини-НАТО» и «мини-ЕС», этакого союза или даже конфедерации в составе Польши, балтийских лимитрофов и Украины. А тут такой высокомерный тон европейской барыни, к которой украинские холопы пришли что-то клянчить.

Ответная реакция была соответствующей. Так, экс-министр социальной политики Украины Андрей Рева в эфире телеканала «Наш» назвал этот вопрос политическим и указал, что ни Эстония, ни Латвия, ни Литва, на момент принятия в Евросоюз и НАТО, не соответствовали элементарным критериям для получения членства, а ещё меньше им соответствовала Турция.

«Поэтому надо говорить честно, объективно, что не Эстония решает, когда Украина будет в ЕС. Там есть такие серьёзные страны, как Германия и Франция. Фактически, должен быть консенсус между этими двумя странами касательно того, принимать Украину или нет», – указал политик Кальюлайд «ее место».

Многие украинские эксперты попытались объяснить неожиданное выступление Кальюлайд фактически начавшейся в Эстонии предвыборной гонкой. Так, они предположили, что с помощью этого выступления эстонский президент старается потрафить украинофобским настроениям электората. Последний феномен они объяснили тем, что «трудолюбивые и энергичные» украинские гастарбайтеры на голову превосходят «тормознутых и ленивых чухонцев», вызывая у них бешенную зависть и ненависть.

Определенная доля истины в этих рассуждениях есть. Украинские трудовые мигранты, в своем большинстве нелегальные, вызывают сегодня немалое раздражение в Эстонии, в том числе, конечно, и зарплатным демпингом. Но это далеко не главное. Как вполне открыто заявляли эстонские националисты, они очень надеялись, что приезжающие в республику украинцы помогут им «прижать, как следует» местных русских и русскоязычных.

Однако все получилось совсем наоборот: приехавшие предполагаемые борцы с Русским Миром сами почти исключительно общались на русском языке (даже выходцы из западных областей), и предпочитали общаться и выстраивать отношение с местными русскими, вместе с ними посмеиваясь над медлительными «муми-троллями». В результате эстонские националисты заявляют сегодня, что украинская миграция только укрепила славянские позиции в республике, и свела на нет их многолетние усилия в борьбе с «русской оккупацией».

Эти настроения имеют место уже не первый год. Так, в 2019 году Таллин под нажимом местных радикалов даже отменил ряд миграционных льгот для украинцев. Однако ничего подобного нынешнему интервью ни сама госпожа президент, ни другие представители эстонского руководства в адрес Украины себе не позволяли. Ведь, как справедливо заметил Андрей Рева, Таллину подобные мнения как бы не по чину, и субъектность Эстонии в подобных вопросах, разумеется, не стоит переоценивать.

А то, что это выступление, тем не менее, имело место, может означать только одно – оно было санкционировано теми игроками на международной арене, которые не только сами имеют право на суждения такого рода, но и позволяют их озвучивать.

В силу этого совершенно не важно, есть ли у Керсти Кальюлайд личный мотив для заключений, прозвучавших в интервью «Европейской правде», или нет. В любом случае она выполнила возложенную для нее задачу.

Выбор самого ничтожного и слабого члена ЕС и НАТО для оглашения столь неутешительного и унизительного вердикта для Киева должен был особо подчеркнуть его самый низкий, «помойный» статус в «демократическом мире», и предостеречь его от надоевшего всем нытья и попрошайничества. То, что это произошло в преддверии встречи Байдена и Зеленского, конечно, не случайно.