Валерий Джейрахов

Путин против личных кодов

Законопроект «О персональных данных» второе чтение, которого должно состоятся в Госдуме в самое ближайшее, является одним из самых неоднозначных документов. Практически сразу же после выдвижения законопроекта на обсуждение, ряд его положений вызвал серьезную озабоченность или протест ряда политиков, правозащитников, религиозных деятелей, общественности. Такая реакция была, в общем, то неудивительна. Согласно данному закону вводится обязательный для каждого человека идентификатор персональных данных - личный код, заменяющий имя человека (носитель кода и иной информации постоянно технически совершенствуется, вплоть до вживления в человеческое тело чипов, как это уже делается в США, пока что добровольно). На каждого гражданина заводится «электронное досье», где будут храниться самые разнообразные данные о человеке, включая биометрические. Причем доступ самого человека к персональным данным о себе будет ограничен, а лица не прошедшие обязательную «электронизацию», будут дискриминироваться - им, например, могут отказать в приеме на работу - то есть фактически будет организован своего рода «электронный апартеид».

«Для хранения этой информации и дальнейшего распоряжения ею создается некий «государственный регистр населения РФ» - вопреки своему названию, совершенно надгосударственный орган тотального контроля над людьми и управления ими посредством воздействия на их здоровье и сознание, абсолютно не предусмотренный Конституцией РФ», - характеризует законопроект депутат Госдумы Владимир Кашин. Столь же негативно оценивают этот документ Александр Чуев, Александр Крутов, Уполномоченный по правам человека  Владимир Лукин.

Президент России Владимир Путин неожиданно поддержал депутатов оппозиционных фракций Государственной Думы, предложивших исключить из рассматриваемого сейчас законопроекта «О персональных данных» положения о создании единого регистра населения и присвоении гражданам идентификаторов персональных данных, мотивировавших свою позицию, что утверждение закона без этих исправлений приведет к установлению тоталитарного контроля над гражданами России.

Накануне рассмотрения законопроекта «О персональных данных» во втором чтении российский Президент направил в Думу заключение, в котором говорится о нецелесообразности включения в закон статей N23 (о присвоении населению федеральными и региональными властями идентификаторов персональных данных) и N24 (о создании единого государственного регистра населения).
Таким образом, Президент фактически поддержал зампредседателя комитета Думы по природным ресурсам, депутата от КПРФ Владимира Кашина, внесшего поправки об исключении этих статей из законопроекта. При этом примечательно то, что господин Кашин выступает против данного закона как такового и с помощью поправок надеется добиться того, что авторы законопроекта сами откажутся от него.

Президент России  не стал отвергать идею госрегистра как таковую. Он лишь отметил, что «разработка подобной системы предполагает ее нормативно-правовое обеспечение, что потребует принятия самостоятельного федерального закона о персональном учете населения» (проект соответствующего закона разрабатывался в правительстве еще с 1998 года).

Заявление Владимира Путина вызвало немалое удивление аналитиков. Ведь данный законопроект не с неба свалился. Это результат довольно длительной и кропотливой работы, которая была начата как минимум  с 1992 года с   приведения к единому формату и интеграции наименее засекреченных данных спецслужб о населении РФ.

Все эти мероприятия проводились в России синхронно с всемирными, под контролем и с финансовой поддержкой международных структур. А теперь, после заявления президента "провести" через Думу положение о ведении госрегистра населения в виде отдельного законопроекта будет гораздо сложнее, чем сделать это вместе с законом "О персональных данных". Следовательно, процесс, если и не оказался под угрозой срыва, то, по крайней мере, в его дальнейшем продвижении могут возникнуть серьезные препятствия. Что могло заставить президента пойти на такой шаг? Особенно, если учесть, высшую степень заинтересованности западных партнеров в скорейшей реализации данных проектов, являющихся ключевыми в деле глобализации. Ведь недаром же большая часть информации по данному вопросу блокируется и не попадает в центральные СМИ, дабы избежать общественного обсуждения этих проектов. Значение которых столь велико, что нельзя допустить вмешательство случайностей.

Так в чем же дело? Возможны два варианта. Или курс руководства нашей страны в вопросах глобализации коренным образом меняется. Может быть и нечто другое. Нельзя забывать и того, что Мининформсвязи уже накопило опыт преодоления заключений Президента: в 2003 году Владимир Путин высказался против ряда ключевых положений предложенного тогда министерством Закона "О связи", однако Дума все равно их утвердила. Так что вполне вероятно, что президент, таким образом, пытается снять с себя личную ответственность за принятие одиозного, конституционного закона, утвержденного Думой "вопреки" пожеланию главы государства. Какой из этих вариантов соответствует действительности, мы узнаем в самое ближайшее время.