Узурпатор грезит в Чечне шариатом
Ярослав Таманцев

Узурпатор грезит в Чечне шариатом

Сбываются мечты исламских экстремистов на Северном Кавказе

Герой России, академик, фактический премьер-министр (читай, вообще главный в Чечне), лауреат премии «Голубь мира» Рамзан Кадыров считается самым перспективным политиком Чечни. Во время траурной 62-й годовщины депортации чеченского народа Рамзан Ахматович получил из рук военного коменданта республики генерала Григория Фоменко сразу две медали - «За участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики» и «За службу на Кавказе».

Кадыров -младший так заявил о своей деятельности на Северном Кавказе: «Я сам избрал путь борьбы с нарушителями закона, воевал, чтобы в моей республике воцарился закон, и намерен пресекать любые действия, направленные против законов и Конституции Российской Федерации».

Правда, за успехами и очередной их декларацией вырисовывается странная картина: в Чечне становится все больше и больше местных чиновников, которые заявляют о разгроме бандитов, торжестве и справедливости закона, восстановлении республики, а на самом деле… местные жители обкладываются настоящей данью новыми властями. В Чечне по-прежнему нарушаются российские законы, а все списывается на полумифические силы, просто виртуальных боевиков.Более того, новое руководство республики, фактически «приватизировавшее» власть, внедряет в республике собственные порядки и нормы, о которых мечтали ичкерийские владетели.

На фоне награждения Рамзана Ахматовича Кадырова настоящей сенсацией выглядит новость о том, что в полпредстве Дмитрия Козака на Северном Кавказе, которое пока еще ассоциируется с президентской властью, забили тревогу. Федеральные власти в срочном порядке обратились в Генеральную прокуратуру России, требуя проверить законность введения в школах Чечни обязательного изучения Корана и шариата (!).

Дело в том, что о таком нововведении настояло именно республиканское правительство. «Шариату быть!», - решили там, и уже мало кого интересует, что еще каких-то 12 лет назад Чечня считалась многонациональной республикой, в которой, кроме чеченцев, проживали русские и армяне, украинцы и поляки, евреи и казаки, люди различного вероисповедания. Годы беззакония и откровенного уничтожения мирных граждан сделали свое дело.

Правда, в Грозном понимают, что об этом нужно хотя бы еще говорить. «Власти Чеченской Республики намерены создать условия для возвращения всех, кто вынужденно покинул Чечню, включая казаков, армян, евреев, чеченцев и других, - заявил президент Чечни Алу Алханов. - Моя позиция в данном вопросе является твердой и однозначной. Я за многонациональную Чечню и я сделаю все для того, чтобы она таковой стала». При этом он подчеркнул, что никому, при каких обстоятельствах он не позволит сделать Чечню мононациональной. Однако трудно бороться с тем, что уже фактически произошло.

Впрочем, планомерное внедрение шариата сам Рамзан Кадыров объяснил так: «Закон не запрещает изучение религий, и я не считаю, что это противоречие, а законодательных актов республиканское правительство о якобы обязательном преподавании шариата в школах не выпускало». О введении шариата говорил и первый президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров. Причем, разговоры об этом стали вестись очень активно после первого зарубежного визита Кадырова- старшего в Саудовскую Аравию.Кстати, эта поездка чеченской делегации так же выглядела не совсем логично: республиканские власти объявили войну религиозным экстремистам – ваххабитам не на жизнь, а на смерть и в тоже время решились получить финансовые транши у страны, в которой ваххабизм считается государственной религией.

Остается добавить, что, внедряя шариат, нынешние республиканские власти начали вести отчет в обратном направлении. Не исключено, что такая практика в будущем может больно ударить по ключевым персонажам. По утверждению специалистов, переход на нормы шариата и его последствия представляют собой неизученное явление. Каким образом это скажется на милитаризованной, растерзанной войнами земле, где население лишено слишком многого, остается только гадать. В любом случае, чрезмерная активность в этом вопросе может привести к радикализации значительной части населения, и прежде всего, молодежи. Безработица и шариат, теневые схемы управления республикой – этот «коктейль» еще принесет пену…

Существует непреложный исторический факт: очень многие сторонники имама Шамиля отвернулись от него, когда последний активно стал внедрять шариат в Чечне. Чеченцы выбрали адат – народное право, что стало одним из ключевых моментов поражения Шамиля в большой Кавказской войне.

И все же шариатское правление в Чечне пока еще выглядит как неоднозначная перспектива. Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес во время недавнего визита на Северный Кавказ отметил «позитивные факторы, которые невозможно не заметить любому приехавшему в Чечню». Речь идет об элементах восстановления (но не о восстановлении) экономики, возвращении людей и других нюансах. Но ключевые моменты европейцы не стали скрывать: в Чечне установилась атмосфера страха из-за продолжающихся беззакония и нестабильности.

По словам Хиль-Роблеса, нестабильная ситуация в Чечне негативно влияет на соседние регионы. Как утверждает комиссар по правам человека, чеченские силы безопасности продолжают похищать, пытать и убивать местных жителей. При этом, существует и иная точка зрения на происходящее в Чечне. Официальный Грозный считает, что ситуация находится под полным контролем республиканских правоохранительных органов.

Например, глава МВД республики Руслан Алханов недавно получил звание генерала, что в очередной раз стало доказательством успехов местных силовиков. Не устраивает европейцев и ситуация, связанная с выплатой компенсаций за разрушенное жилье и утраченное имущество. По мнению экспертов, здесь вообще существует полный тупик – федеральный центр требует от местных властей уточнить списки пострадавших и проверить заявления, но работа в этом направлении превращается в бегство по замкнутому кругу по причине тотальной коррупции и казнокрадства.

Дошло до того, что еще при Ахмате Кадырове было выявлено одно село, в котором не пострадало ни одного дома, но несколько сот жителей поголовно написали заявления. Проверяющие схватились за голову. А вскоре пришлось проверять уже местных проверяющих. В итоге местный чиновник по фамилии Байбатыров был арестован за махинации. Ожесточившись, Рамзан Кадыров волевым решением приказал приостановить выплату компенсаций, подвергнув все очередной (какой по счету, проверке). Но это не принесло результата.

Справедливости ради, стоит отметить, что возросла лишь сумма «отката» чиновникам в Чечне. «В своем предыдущем докладе по вопросам соблюдения прав человека в России я говорил, что при выплате компенсаций в Чеченской республике многим гражданам приходиться отдавать часть компенсации в качестве взятки, которая доходит до 30%, - говорит Хиль-Роблес журналистам в Грозном. - Теперь мне говорят, что ставка поднялась до 50% от суммы компенсации и это в том случае, если нет друзей, знакомых, которые могут содействовать в получении компенсации».

Дикость и восточная утонченность чиновничества в решении финансовых вопросов в свою пользу, которые скрыты от глаз посторонних. Вот, что происходит в Чеченской Республике сегодня. И примеров тому не счесть. Рамзан Кадыров пытается что-то сделать, но его благородные порывы разбиваются, будто волны о гранит, когда выполняются не в меру ретивыми сторонниками. Кадыров пригрозил чиновникам устроить обструкцию, если до Нового, 2006 года не будет восстановлен Проспект Победы в Грозном. На улице появились строительные леса, а в рекордно короткие сроки на ней был заменен асфальт, появились новый бордюрный камень и новые саженцы. Правда, так и не сделали водопровод и канализацию, а значит, снова на отремонтированной улице города будут антисанитария и вонь. А самое главное, как признаются сами чеченские журналисты, «власти открыто не признают это, но все знают, что значительная часть средств для этих работ (имеется в виду отстроенный проспект Победа), была фактически собрана с населения».

Другими словами, народ снова попал под прессинг новой квазиэлиты, которая удивительно быстро была взращена в отдельно взятой республике, где еще не создали нормального мира и человеческих условий. В этой патовой ситуации разобраться с безмерным влиянием кланов на Кавказе попытался Дмитрий Козак, но встретил ожесточенное сопротивление.

Как предрекают аналитики, полпреду президента России придется вступать в открытое противоречие с кланом, установившим власть в Чечне. Иначе, перспектив на реальное улучшение ситуации не просматривается. Альтернатива конфликту полпреда с региональными фигурами, которым могут показаться тесными республиканские масштабы, – уход с поста, или же примирение с тем, что происходит в действительности.

Чеченская Республика, находящаяся на полном обеспечении, требует увеличения поставок денежных средств из Москвы, фактически ставя свою лояльность в зависимость от финансовых траншей. Федеральные власти приветствуют инициативы Грозного, где утверждают о необходимости восстановления республики, кивая на Москву, но не спешат выделять новые порции бюджетных бонусов – деньги распыляются, а реальная ситуация практически неизменна. Что дальше – неизвестно.