С протестантами лицом к лицу
Игумен Кирилл (Сахаров)

С протестантами лицом к лицу

Ни одно собрание протестантов не обходится без критики в адрес православных

После долгого перерыва решил по новому кругу пройтись по основным протестантским деноминациям столицы. Открыл соответствующий справочник — в глазах зарябило: одних только адвентистских молитвенных домов более десятка. В советское время у протестантов был один молитвенный дом на Малом Вузовском переулке (ныне Трёхсвятительский). Да, ещё и у пятидесятников был свой молитвенный дом на окраине Москвы. Молитвенный дом протестантов в Тушино именуется «Евангельская церковь». Подумал: не те ли они евангелисты, которые не состоят в объединении с баптистами? Оказалось, что нет — они баптисты и есть.

Их «Евангельская церковь» располагается в бывшем клубе. Община представляет собой не знакомых мне баптистов 70-х с их сдержанностью, некоторой аристократичностью и консерватизмом. «Тушинцы» подверглись сильному влиянию харизматов (в связи с этим имели место определённые нестроения).

Открытое пространство, широкая лестница из нескольких каменных ярусов ведёт ко входу. Я, естественно, в гражданском, в синей рубашке, с не такой уж пышной растительностью на голове и на лице, решительно двигаюсь через холл к основному залу. Но не тут-то было. Женщина небольшого роста лет 50 «перехватывает» меня и начинает любезно расспрашивать. Главный вопрос — впервые ли я здесь? Я подтверждаю. Она разъясняет, где что находится и направляет меня в зал, где только что началось собрание. В центре зала большая сцена. На ней полтора десятка музыкантов с разными инструментами. Три девушки, улыбаясь и поднимая то правую, то левую руку, исполняют песнопение. Все стоят. Несколько человек покачиваются в ритм музыки с поднятыми руками. Собравшиеся в некотором возбуждении и приподнятом настроении. Обычно я записываю всё, что слышу — тем более что справа и слева на экранах высвечивается текст песнопения (для певцов — особый экран на противоположной стороне от сцены). Песнопение, как оказалось, исполнялось впервые. В конце собрания оно ещё раз прозвучало — тогда уже сидя, я сумел кое-что записать. Слева от сцены в углу большой крест с подсветкой.

Если баптистские пасторы 70-х выступали и проповедовали в суховатой строгой стилистике, то здесь было иначе — оба выступавших пастора часто улыбались, шутили, апеллировали к залу, одним словом, не давали аудитории расслабиться. Особенно активен был тот, что постарше — он ходил по сцене даже во время молитвы с закрытыми глазами. Вздрогнул, услышав: «Приветствуем тех, кто у нас впервые». Я про себя: «Нет-нет, вы не подумайте, я просто интересуюсь, изучаю». Ещё более напрягло предложение впервые пришедшим заполнить анкету — «Для обратной связи». Тепло поздравили тех, у кого день рождения (список с их ФИО высветился на табло). Прозвучало несколько объявлений и рассказ об участке в провинции, где пасторы и члены общины трудятся и отдыхают на природе (рассказ сопровождался фоторядом). Запомнились восторженные слова о пользе бани и о «вкусных оладушках пастора Александра». «Ленин говорил, что для успеха восстания необходимо захватить почту, телеграф и т.д. — вот и мы здесь покупаем дом, где есть телефон». Рассказ был эмоциональным (как и проповедь), без натужности и елейности, с юмором и даже с элементами лёгкой клоунады. На тему эпидемиологических ограничений: «Время обниматься и время отдаляться, в любом случае не целоваться взасос». Если бы я что-то подобное сказал у нас в храме — то кто-то, может быть, не упал бы в обморок, но точно, покачав головой, подумал: «Никак с бодуна батька такое ляпнул!» Проповедь прозвучала на тему об ответственности. «Чем выше статус, тем больше ответственность» (особенно касательно пасторов и их семей). О сборе пожертвований: «Желательно, чтобы олигархи покаялись». И далее с сожалением: «Они каются, только не у нас». О важности церковной общины: «Должно быть не только личное отношение к Богу, но и жизнь в общине. Самому не выгрести — это самообман».

Вот некоторые слова из услышанных песнопений: «Тихий голос снова слышу, он зовёт меня к себе». «Нет никого, кто был бы ближе, и нет никого, кто так любит меня. Знаю, любишь, знаю, слышишь — Ты моя судьба». «Для меня всего ценней Иисус, за меня пролил Он Кровь. За меня пролил Он Кровь, жизнь теперь отдам Ему. Только Тебя, Бог, жажду всегда. Надежда моя, вся крепость моя». «Свои пути мне открой, жизнь мою направь вперёд. Меня нашёл, когда я жаждал. Рядом Ты всегда, Ты ведёшь меня. Свои пути мне открой, мной управляй как ветром. В темноте ведёт голос Твой — я иду в неизвестность». «Потерянных Ты не оставишь и милостью укажешь путь — Ты всегда так благ! Жизнь мою направь вперёд. Я не боюсь — Ты никогда не подведёшь. Воля пусть Твоя будет!».

С кафедры сообщили о времени прощания с усопшим членом общины.Минутой молчания почтили умершего, выразили соболезнование их родственникам и помолились о них, о самих же умерших — нет, протестанты за них не молятся. Между тем, еще в ветхозаветных книгах говорилось о милостыне за умерших (вторая книга Маккавея и Иисуса сына Сирахова).

Мы молимся за тех, кто умер в вере и покаянии, но не успел принести плоды, достойные покаяния. Только хула на Духа Святого, как известно, не простится ни в сем веке, ни в будущем. По апостолу, «любовь никогда не перестает», она простирается и по отношению к тем, кто перешел в загробное бытие. «У Бога все живы». Я вспомнил про колышки с фотографиями на могилах баптистов вместо крестов на кладбище в деревне, где родился мой отец — какая безотрадность! Выдержало бы сердце картину прощания протестантов со своим умершим? Слова, слова и духовные песни об априори новом наследнике Царства Небесного. А где же молитва о нём, так нуждающемся в ней? Правильно говорят в народе: «Что посеет человек, то и пожнёт». Недопустимый формализм и даже кощунство отпевать неверующих, самоубийц, тех, кто никогда в жизни не исповедовался и не причащался, умер от пьянства, развратничал и т.д. и т.п. Но есть грехи не к смерти, нередко люди не успевают принести плоды, покаяния — в этих случаях мы восполняем своей молитвой и любовью недостающее, просим Бога преклониться на милость.

Величественная картина погребения православного человека. Торжественные погребальные обряды, слова песнопений, исполненные глубокого смысла. Всё это «побоку» — вместо этого своё надуманное и искусственное.

Объявили, что через час начнётся общение в малых группах.

В этот день я служил Литургию, проповедовал. По окончании службы была общая трапеза. Побывав на баптистском собрании, я был в недоумении: «Неужели это мероприятие, напоминавшее что-то среднее между дискотекой и корпоративом — альтернатива нашему евхаристическому собранию? Музыка на грани впадения в экстаз, когда, казалось, усиль децибелы и сделай более частым ритм — и большинство присутствующих пустятся в пляс. Как согласуется с библейскими постулатами, что многие женщины были в брюках и практически все без платков?» Когда три девушки пели со сцены, иногда возникала мысль — они это поют о Спасителе и Искупителе, Страшном Судии, Который придёт судить живых и мертвых — или о своём возлюбленном? Представить на сцене большой мозаичный образ Христа из Софии Константинопольской (VI век) с песнопениями такого стиля перед ним было невозможно.

Всё содержание песнопений было в восторженных тонах о любви, радости, благодарности, но ничего о борьбе с грехами и пороками, о покаянии за свои падения. Это и понятно, протестантизм исходит из своей основополагающей доктрины — уверовал, значит, спасён.

Отсюда сплошное ликование. Осознание своей греховности, падкости к порокам, просьб о помощи в борьбе с грехом — всё это за скобками. Аскеза, многочисленные посты, покаянные моления, монашество и многое другое — излишни. Библия (как Ветхий, так и Новый Завет) полна призывами постоянно каяться, считать себя грешником и выполнять заповеди. Какой бы это имело смысл, если бы спасения сразу гарантировалось без возможности его потерять?

Полторы тысячи лет Церковь призывала идти узким путём и им прошли сонмы подвижников благочестия. Полторы тысячи лет Церковь учила о спасении человека, как результате синергии — сочетании божественной благодати и усилий самого человека. И вдруг, отцам реформаторам, Лютеру, прежде всего, открылось, что мы спасаемся только верой. Мартин Лютер, немецкий католический монах, отчаявшись в своих усилиях в борьбе с плотскими искушениями, женится (кстати, на католической монахине). Христос произвёл выкуп за падшее человечество, принес удовлетворение правде Божией, объявил нас оправданными, праведными и святыми, после чего от нас требуется только вера. Теперь он спокоен — он спасён Жертвой Христа, он спасается верой в Него.

Что, по учению протестантизма, необходимо для спасения?Уверовать во Христа и принять Его, как своего личного Спасителя. Если человек сделал это, если обратился ко Христу в молитве, в которой признал себя грешником, а Христа — Богом и своим Спасителем и попросил Его войти в его сердце, то он спасся — вот формула спасения, которую твёрдо знает каждый протестант. На эту тему я прочитал статью одного бывшего баптиста, которая меня поразила глубиной анализа, основополагающего заблуждения протестантов. К сожалению, я не зафиксировал его фамилию и не смог снова найти материал в интернете. Далее привожу большие куски из его статьи.

Кто знаком с протестантами, тот знает, что самое трепетное и желанное для них событие — это именно момент произнесения грешником (желательно перед кафедрой и всем собранием) первой вот такой покаянной молитвы, после которой его всегда торжественно поздравляют, часто не без слёз, напутствуют и поют гимны (баптисты обычно поют: «Радостную песнь воспойте в небесах, найдена пропавшая овца…»). Протестанты совершенно уверены в спасении покаявшегося таким образом человека, ибо он: 1) уверовал во Христа, а Евангелие утверждает, что таковой спасён: «…верующий в Сына имеет жизнь вечную».

«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» — только благодатью Христовой по вере, как написано: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9); «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16).

Они также полностью признают, что наше спасение совершается по вере и благодати, но признают для спасения и необходимость исполнения заповедей Христа. А ведь для спасения совершенно необходимо участие в Таинствах, прежде всего в Крещении, Миропомазании и Причастии, благодаря которым верующий спасается — получает прощение грехов, возрождается, принимает Духа Святого и соединяется со Христом.

Очевидно, что для спасения нужна не только вера, но илюбовь ко Христу превыше всего, потому что человек без любви — ничто, а «ничто», пусть и имеющее какую-то веру, в Царство Божие не войдёт.

Христос говорит, что в Царствие Божие «всякий усилием входит», а также: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесноесилою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Из этого следует, что для спасения человеку нужно не только веровать во Христа, но и трудиться, прилагать усилия, делать.

Мф. 5:20: «…если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Итак, для спасения нужно не только признавать Христа своим личным Спасителем, но и иметь праведность. И здесь под праведностью имеется в виду не «оправданность», как могут истолковать протестанты, то есть — не вменение Богом грехов человека ради его веры во Христа, но личная праведность человека, потому и сказано «праведность ваша». Хотя приобрести Богоугодную праведность человек не может сам, но только с помощью благодати Божьей, но и Бог не может сделать человека праведным без его воли и усилий. Потому, для приобретения праведности, а значит и для входа в Царство Небесное, совершенно нужны усилия человека, то есть дела.

Рим. 2:13: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, ноисполнители закона оправданы будут». Из этих слов очевидно явствует, что для оправдания, то есть спасения, совершенно необходимоисполнение закона, то есть заповедей Христа, главная из которых — любовь.

Веровать и исповедовать Исуса Сыном Божиим и Христом значит жить по Евангелию, исполняя волю Христа. Потому, кто говорит, что верует во Христа и исповедует Его Спасителем и Сыном Божиим, но не творит Его волю, тот не верует, как должно веровать, и такая вера не может его спасти. Ведь и бесы веруют, что Исус есть Христос и Сын Божий, но они совершенно вне спасения, так как не творят воли Христа.

Когда протестанты уверяют, что они спасены и непременно наследуют Царствие Небесное, то они, по сути, взяли на себя суд Божий и оправдали сами себя.

Хочется ответить на заявления протестантов словами Апостола: «…не судите никак прежде времени, пока не придет Господь», и русской поговоркой: «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Вот если Христос на Страшном Суде поставит справа от Себя, тогда мы и увидим, что спасены.

ВДеян. 2:47сказано, что «Господь прилагалспасаемыхк Церкви»;не спасённых,а спасаемых, то есть находящихся в процессе спасения.Если бы христиане были уже спасены в протестантском понимании, то как тогда толковать слова ап. Павла: «со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (Фил. 2:12)? Если мы уже спасены, то как можно своё спасение совершать, то естьдовершатькак нечто недоконченное?


Если верующий во Христа уже спасён, то как ему можно ещё возрасти во спасение? Как в этом случае понять слова: «Ибо нынеближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:11). Как оно может стать ближе, если и тогда, когда мы только уверовали, и сейчас мы уже в спасении? Если же понимать спасение как ещё неоконченный процесс, то становится всё на свои места.И совершать своё спасение христианин обязан до самого конца жизни: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22), а также: «пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9). Из этих слов ясно, что мы должны совершать своё спасение до самой смерти, до конца. И пока нам неизвестен наш конец, не стоит говорить о нашем спасении как о завершенном событии.


Как вообще протестанты со своим пониманием спасения могут растолковать слова ап. Петра: «праведник едва спасается» (1Пет. 4:18)? Как это праведник едва спасается, если, по их убеждению, всякий верующий во Христа, как своего личного Спасителя уже спасён, и вовсе не «едва», а очень даже легко и свободно?


Итак, грех — это не только вина — это болезнь человека, живущая в его плоти, от которой он, обычно, не исцеляется ни при первом покаянии, ни даже в крещении.


Грешат и православные, и протестанты, но как они относятся ко греху, и как относиться к нему заповедует сама их вера? Православные постоянно молят о милости Божией и исцелении своей души от греха, признавая себя грешниками (не бывшими грешниками, что признают и протестанты, а настоящими, в которых и сейчас живёт в душе много страстей и грехов). Протестанты же не осознают себя грешниками, не плачут и не сокрушаются о своих грехах и своей нераскаянности (то есть, как раз о том, что они на самом деле не покаялись, не отвернулись, не исцелились от многих грехов) и видят в себе, как правило, лишь незначительные грехи, видят себя святыми, «спасёнными от греха», и лишь благодарят Бога за своё избавление от греха, в то время как находятся во многих неисцельных страстях.


Конечно, Реформация в этом вопросе и в ряде других была реакцией на злоупотребления средневекового католицизма с его индульгенциями, папским произволом и пр. С точки зрения Православия, протестантскую духовность можно расценить как прелесть, ложное духовное устроение. Это, конечно, не означает, что у нас всё идеально, а у них всё плохо.


Решил не распыляться, сконцентрироваться в основном на Тушинской общине. В воскресенье на 14.00 было объявлено молодежное собрание. Я подумал: «Вот там-то харизматы проявят себя во всей красе». К моему удивлению, к назначенному времени зал был закрыт. Закрылись изнутри? Вход только для молодежи? Видя некоторую мою растерянность, уже знакомая дежурная говорит: «Зачем Вам молодежное собрание? Вы же не молодежь». Подумал: «А-а-а, боитесь продемонстрировать свою харизматику, опасаясь шокировать новичка!». Она продолжает: «Можно и не пританцовывать, а так стоять», а потом: «Вам нужно подняться на второй этаж, где пастор А. проводит занятия для новеньких по основам веры». Ситуация, конечно, нелепая: после семинарии, академии и аспирантуры, защиты кандидатской, несколько сот статей и восьми книг оказаться в подготовительной группе для неофитов. Я оказался заложником некой игры, желая оставаться инкогнито. Впрочем, сейчас на этом занятии, по-видимому, придется раскрыться — ведь там все представляются и друг с другом знакомятся.


Небольшое помещение не вмещало всех желающих — пришлось перейти в более просторное. Столы были уставлены бутербродами с колбасой, конфетами и различными кондитерскими изделиями. В начале у меня была реакция недоумения, так как идет Петров пост, а потом я вспомнил, что протестанты не придерживаются многодневных постов, принятых в Православной Церкви. Я ограничился кусочком банана и стаканом чая. В ожидании пастора моя новая знакомая говорит: «Мы против крещения младенцев — Иисус крестился в 30 лет и мы должны пройти этот путь».


Вошел пастор — на вид ему было за 40. Гладко выбрит, в галстуке. Улыбчивый и доброжелательный, весьма эрудированный. Сходу кратко помолился своими словами и сразу овладел вниманием аудитории. Не без юмора. «Церковь — это то место, где семеро ждут одного. Здесь движение со скоростью обоза — не так, как в миру. Главное — это проявление любви; отставайте, чтобы мы проявили любовь», - так он сказал в начале занятия, желая ободрить тех, кто побывал не на всех занятиях. «Сегодня нас много, поэтому представляться, знакомиться не получится». У меня невольно тихо вырвалось: «Ура!».


Занятие сопровождалось мудреными для моего православного уха и глаза схемами и таблицами. Это в меня не вошло — я привык за годы учебы в Духовных школах к систематическому курсу догматики. «Мы — библейские, евангельские христиане, признаем Никео-Цареградский Символ веры, а значит, в главном мы едины с другими христианами и сектантами нас назвать нельзя», - продолжал пастор. Всем присутствующим был роздан текст Символа на русском языке (в книжном киоске был текст и на церковнославянском в его новообрядческом варианте). На обратной стороне доски еще больше схем с красными и зелеными стрелками и ссылками на библейские стихи. Снова против крещения младенцев, как вещи, несовместимой с рождением свыше, хотя признает, что косвенные намеки в Священном Писании имеются (крещение целых семейств — «дома Лидии», «дома Стефана» и др., где могли быть и малые дети; т.е. вероятность «50 на 50»). Ветхозаветное обрезание восьмидневных младенцев, по слову апостола Павла, прообразовало новозаветное крещение младенцев. «Кто не родится свыше, не может войти в Царствие Небесное», то есть без крещения невозможно спасение. И оно не только знак или символ, как считают протестанты. Обычно они ссылаются на известные слова апостола Павла о крещении — «обещание Богу доброй совести».


Почему-то, цитируя эти слова апостола, опускают концовку цитаты — «спасает Воскресением Христовым», то есть, крещение — нечто большее, чем просто знак или символ. Надо отдать должное протестантам, что «научение», т.е. подготовка к крещению у них происходит весьма основательно. Крещение младенцев совершается по вере восприемников. Разве в Евангелии об этом нет примеров? Вспомним, например, как по вере спустивших расслабленного через разобранную крышу дома к ногам Христа, он был исцелён. Ориген (церковный писатель, жил в III в.) называет крещение младенцев «апостольским обычаем». В храмах первых христиан встречаются небольшие купели для крещения младенцев.


По-видимому, ни одно собрание протестантов не обходится без критики в адрес православных. Здесь также это прозвучало: «больше половины из тех, кто называет себя православными — никогда не молились и не открывали Писание». Обращается с вопросами к участникам занятия — очередь доходит до меня. «Кирилл, как Вы думаете, что еще после крещения нужно делать христианину?» Я назвал молитву, но это уже прозвучало. В принципе можно было бы назвать очень многое. Я на секунду задумался. «Давайте поможем Кириллу — кто скажет?» Кто-то назвал посещение дома молитвы. «Правильно», - отреагировал пастор. Я оказался в дурацком положении, ведь я несколько десятилетий ежедневно утром и вечером либо сам совершаю службы, либо присутствую на них. Моя гордынька была уязвлена: «Как! Разве вы не видите, что перед вами особенный человек! Разве на нём не заметна печать монашества и священства, образованности, в конце концов?!».


Вывод от всего увиденного и услышанного у баптистов тот же, что и раньше: поощрять чтение Слова Божия, серьезно изучать его в воскресных школах и на занятиях для взрослых, быть подкованными в православной апологетике, развивать общинную жизнь. Наши проповеди нередко бывают поверхностными с массой общих слов. Сказывается нехватка времени из-за частых и длительных богослужений, да и паства не очень взыскательна в этом плане. В проповедях, на мой взгляд, не хватает библейских цитат и примеров. Конечно, есть и блестящие проповедники.


Закончилось собрание совместным произнесением апостольских слов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» - тех слов, которые я сегодня на тридцать четвертом году своего священства произносил на Божественной Литургии.