Глава ФЗНЦ: Мозамбик может повторить горькую судьбу ближневосточных стран
Алексей Фомичев

Глава ФЗНЦ: Мозамбик может повторить горькую судьбу ближневосточных стран

Обстановка в Мозамбике сейчас раскалена до предела. Северо-восток страны практически полностью находится под контролем боевиков «Ансар Аль-Сунна». Президент Фонда защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) Максим Шугалей объяснил, в чем состоит проблема региона.

Эксперт уверен, что одной из главных причин нестабильности является религиозная составляющая:«Как и в большинстве стран южнее пустыни Сахара, в Мозамбике живут и христиане, и мусульмане. И конечно это легко использовать в качестве инструмента. Творить зверства всегда легче, прикрываясь религиозными целями».

Больше половины мозамбикцев – христиане. Мусульманство исповедуют около 20% населения. Также в стране распространены традиционные верования.

Боевики же замышляют сформировать собственное государство, подвластное шариату. За многие годы на севере страны образовался террористический анклав. Причем конгломерат группировок достаточно интернациональный. В бандформирования принимают как сомалийцев, так и кенийцев.

«Есть даже проповедники, связанные с терактами в Лондоне в 2005 году. Весь этот террористический сброд собрался в Мозамбике», — уточнил спикер.Шугалей объяснил, что радикалы пришли в Мозамбик из Танзании в начале 2010 года:«Власти долгое время закрывали глаза на растущую у них под носом угрозу для всего юго-востока Африки. Местные политики отчаянно делали вид, что у них в стране все хорошо, и армия подготовленная. Теперь они столкнулись с опасной ситуацией, которая вышла из-под контроля».

Первую атаку радикальные исламисты совершили в октябре 2017 года, когда напали на полицейские участки, убили 17 человек и украли оружие с боеприпасами. Вскоре радикалы рассредоточились по всей северо-восточной части страны.

Власти Мозамбика не спешили с решением проблемы. Со временем боевики беспрепятственно перебрались вплотную к столице провинции Кабу-Делгаду. За несколько лет кровавых бесчинств мозамбикские вооруженные формирования привлекли внимание ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ), которое взяло экстремистов под патронаж.

Время шло, на смену мотоциклам и ножам пришло тяжелое вооружение и трофейные броневики, и к 2021 году «Ансар Аль-Сунна» превратилась в угрозу международного уровня. В марте этого года радикалы захватили город Пальма и пленили иностранных специалистов газовой сферы.

Несмотря на то, что власти знали об опасности давно, нападение исламистов стало для них «неожиданностью». У бандитов легко получалось сдерживать правительственные силы, неудачные наступления которых обеспечивали радикалов еще большим количеством оружия и техники.Они сожгли больше сотни домов, казнили множество жителей и забрали более миллиона долларов из опустевшего города. Каждая новая акция боевиков превосходит предыдущие по масштабу, но тактика остается прежней. Штурм, разгром города, убийства и мародерство, побег в леса. Уже там радикалы во всеоружии ждут прибытия правительственной армии.

Шугалей обратил внимание на важную причину интереса исламистов конкретно к северу Мозамбика:«Нужно понимать, что местоположение провинции идеально подходит для формирования нового халифата. Здесь расположено множество месторождений природного газа в шельфе морского дна. И этим пользуются радикалы. Лакомый кусочек для западных бизнесменов, здесь работает французская корпорация Total, а значит, и деньги здесь же, а не в столице Мозамбика. И этим успешно пользуются боевики «аль-Сунны», которые не встречают противодействия»

Под Пальмой находится газовое месторождение, которое могло бы помочь стране частично справиться с бедностью. Однако ни одна компания не берется за его разработку из-за угрозы со стороны радикальных исламистов.

Для борьбы с формированиями Мозамбик прибегнул к помощи извне. В разные периоды, в стране находились французские ЧОП, южноафриканские ЧВК и российские силы.

«Насколько мне известно, российские силы действительно привлекались для стабилизации обстановки в стране в 2019 году, во время президентских выборов. Местные власти обратились к частным подрядчикам из России. Тогда радикалы пытались все же продвинуться вглубь страны, к столице, но встретили отпор от серьезного противника. Россияне показали себя с наилучшей стороны, выполнив поставленную задачу с наименьшими потерями, освободив сразу несколько городов. Всего один специалист погиб и несколько было ранены, тогда как мозамбикские военные просто-напросто бежали с поля боя, чтобы не попасть в плен и не быть убитым радикалами», — заявил Шугалей.

Западные СМИ продолжают спекуляции на тему присутствия в Мозамбике «ЧВК Вагнера», однако подтверждения этим слухам никто так и не предоставил. После ухода союзников из Франции и ЮАР, власти страны заявили, что справятся с угрозой сами. Но события весны этого года стали очередным свидетельством неспособности Мозамбика самостоятельно защититься от радикалов.

Прямо сейчас решается судьба государства. Запасы ресурсов позволят стране решить проблему бедности, но для этого сначала необходимо разобраться с боевиками. В ином случае Мозамбик ждет будущее ближневосточных государств, ставших жертвой террористических конфликтов и эксплуатации коллективного Запада, уверен Максим Шугалей.